Первым директором школы была Мария Николаевна Афремова. Именно она приглашала на работу первых педагогов, которые вложили немало сил и творческой энергии, чтобы школа завоевала высокий авторитет в обществе, стала культурным центром микрорайона. В этой школе бывали летчики-космонавты Валентина Терешкова и Герман Титов, сюда партийная и государственная элита, деятели культуры и искусства отдавали своих отпрысков, например, училась дочь маршала Жукова Мария. Здесь проводили замечательные вечера, готовили интересные концертные программы, устраивали выставки творческих работ. Школа стала активным членом общества дружбы народов «Великобритании-СССР» и его филиала «Шотландия-СССР», доброй традицией стали вечера памяти поэта Роберта Бернса.

Через двадцать с лишним лет Марию Николаевну сменила на посту директора Валентина Алексеевна Ампилогова, ей тоже вплотную пришлось заниматься формированием педагогического коллектива, провожать на заслуженный отдых ветеранов, принимать на работу молодых учителей, помогать их творческому становлению. Именно на долю Валентины Алексеевны выпало сложное время, когда некоторые чиновники ратовали за закрытие языковых спецшкол, когда требовалась смелость, чтобы отстаивать свои позиции и доказывать, что такие школы нужны москвичам. Во времена директорства Ампилоговой школа стала спецшколой №1230 с углубленным изучением английского языка. При новом директоре стал практикой обмен делегациями со школой Ньютон-Норт американского штата Массачусетс, ученики и учителя выезжали в страны-партнеры и изучали английский и русский языки, культуру, историю обеих стран. Позже партнерские связи наладились с лондонской школой Святого Павла, в 2001 году по результатам тестирования знаний английской образовательной фирмой «English first» ученики 1230-й заняли первое место среди столичных школ. Вообще учебный процесс в школе был настолько интересен и серьезен, а работа педагогов столь привлекательной и творческой, что многие выпускники выбирали эту профессию. Сегодня в школе работает большая группа бывших выпускников. Они приходили сюда после окончания вузов, чтобы продолжать дело своих педагогов, чтобы воспитывать новые и новые поколения ребят.

Сегодня в школе уже сложился стабильный и высококвалифицированный коллектив, в котором каждый пятый педагог работает более 20 лет, но есть и ветераны, которые работают с момента основания школы, 37% - учителя высшей категории, 31% - учителя первой категории, трое - кандидаты наук, чьи разработки активно используются в учебном процессе не только 1230-й, но и других школ Москвы. Вот и программу развития, предполагающую создание условий для расширенного и углубленного лингвистического образования, педагогический коллектив разработал и начал реализовывать задолго до начала нацпроекта «Образование». Так что можно сказать, планы государства в области образовательной политики счастливо совпали с планами педагогов 1230-й.

Конечно, в этой программе на первом месте было формирование высокого уровня коммуникативной компетентности учеников в рамках лингвистического образования. В результате учащиеся стали постоянно занимать призовые места в окружных и городских олимпиадах по английскому языку, а в 2007 году ученица школы Елизавета Козлова стала победителем Всероссийской олимпиады, что было, конечно, большим успехом, не говоря о том, что в течение последних лет практически все выпускники поступают в выбранные ими вузы.

Большое значение в школе придают психологическому сопровождению учащихся начальной школы, пятых классов, переходящих из начальной школы в среднюю, при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. Кстати, именно в 1230-й была когда-то начата работа по «Диагностике и коррекции состояний нервно-психического перенапряжения школьников при повышенных учебных нагрузках», которой руководил заведующий кафедрой психологии и физиологии МГУ А.Каплан, психологи и педагоги в рамках эксперимента внимательно изучали и продолжают изучать общее психическое состояние младших школьников, предлагать новые формы работы с детьми в специфических условиях школы. Хотя экспериментальная работа закончена, основные тенденции и находки педагоги используют в своей повседневной практической работе.

Важным направлением работы педагогического коллектива стала деятельность в рамках городской экспериментальной площадки МИОО «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения», а затем и в рамках ГЭП «Формирование системы мотивации учительского труда» МГПУ. Все это позволило по-новому выстраивать гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое воспитание. В прошлом учебном году педагогический коллектив уже разработал программу духовно-нравственного воспитания школьников, а в школьном музее появилась новая экспозиция, посвященная истории района «Дорогомилово».

Сегодня школа может гордиться тем, что все показатели ее работы довольно стабильны: растет качество знаний учеников по профильным и общеобразовательным предметам, благополучен социальный состав ребят, неплохи показатели их здоровья, у педагогического коллектива высокая квалификация. И все же есть то, что всерьез тревожит педагогов. Школа хорошая, а вот в последние годы количество старшеклассников постоянно уменьшается. Не потому, что демография плоха, а потому, что в 10-11-х классах ребята просто выбывают, чтобы продолжить обучение в другом месте. На вопрос «Почему?» и попытались найти ответ педагоги.

Сначала был проведен опрос родителей и учеников, в результате чего было выяснено: 92% родителей хотят, чтобы их дети углубленно изучали английский язык, 90% удовлетворены качеством языкового образования в 1230-й. Но дальше начинается самое интересное: только 5% выпускников связывают свое дальнейшее профессиональное образование с филологией, они хотят быть экономистами, юристами, менеджерами и другими специалистами, считая иностранный язык - инструментом, позволяющим лишь повысить уровень общей образованности. Поэтому половина старшеклассников выбирают экстернат, который позволяет им уменьшить учебную нагрузку и высвободить время для подготовки в вуз, или переходят в другие школы, где непрофильные для 1230-й предметы дают на более высоком уровне. То есть нет запроса социума на филологическое образование. Если к этому прибавить еще одну проблему - дефицит высококвалифицированных молодых педагогических кадров с лингвистическим образованием (проще говоря, преподавателей английского языка) и старение ныне существующего педагогического коллектива, в котором больше половины учителей старше 50 лет, а 42% - пенсионеры, то возникает нешуточная угроза потерять статус школы с профильными классами.

После таких выводов и реального осознания складывающейся ситуации педагоги предложили коренным образом изменить содержание образования. Эти изменения связаны прежде всего с трансформацией языкового образования - введением двухуровневой дифференциации углубленного изучения английского языка, когда разделяются филологическая составляющая и прикладной английский язык. При этом педагоги считают важными подбор и адаптацию программ элективных курсов, расширяющих изучение профильных и компенсирующих изучение непрофильных предметов, чтобы обучающиеся, планирующие поступать в технические или, скажем, в медицинские вузы, могли полноценно изучать такие предметы, как физика или химия, частичное внедрение социально-экономического профиля за счет вариативной части и дополнительного образования. Есть предложения и по части изменения кадровой политики, например, школа планирует расширять сотрудничество с педагогическими и экономическими вузами, организовать внутреннюю систему повышения квалификации сотрудников, рассчитанную на освоение новых образовательных технологий и повышение уровня владения информационными технологиями. Конечно, это потребует совершенствования материально-технической и прежде всего компьютерной базы, поскольку практически все компьютеры, находящиеся в распоряжении школы, выпущены до 2000 года.

Но, пожалуй, поистине инновационным можно считать предложение по изменению системы управления школой, которое предполагает, помимо жестких управленческих связей, создавать еще и временные целевые группы для решения конкретных управленческих и образовательных задач. Каждый руководитель такой группы, так же как и каждый сотрудник администрации, по мнению педагогов, должен нести персональную ответственность за достижение запланированных результатов реализации конкретных направлений образовательной программы.

Каков вообще механизм принятия управленческих решений? У 1230-й свой взгляд на это. Педагоги считают, что главным источником информации для принятия таких решений должен стать мониторинг, позволяющий отслеживать динамику результатов образовательной деятельности. Сегодня школа предложила такие индикаторы и методики мониторинга. (См. таблицу.)

Какие же результаты реализации новой образовательной программы хотел бы получить педагогический коллектив? Среди них такие:

- выпускник школы должен иметь базовое образование на уровне государственного стандарта;

- выпускник должен обладать высоким уровнем коммуникационной и социальной компетентности;

- социальные запросы социума должны быть удовлетворены;

- конкурентоспособность образовательного учреждения должна возрасти, а количество обучающихся - увеличиться.