Татьяна ЖУКОВА, заведующая детским садом №1855 компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития:

- К сожалению, количество детей с нарушениями в развитии с каждым днем увеличивается, и статистика диктует необходимость создания инновационных форм работы с такими детьми. Уже успешно работают лекотеки, служба ранней помощи, консультативные центры, но мы, педагоги коррекционных дошкольных учреждений, ощущаем острую необходимость в создании новых структурных подразделений - групп дифференциальной диагностики для уточнения диагноза и определения индивидуального маршрута развития ребенка со сложной структурой дефекта.

По результатам первичного обследования порой бывает сложно определить структуру дефекта, если есть сопутствующие нарушения в развитии. В процессе работы, наблюдая динамику развития, мы порой выясняем, что ребенок находится в этом учреждении совсем не по профилю заболевания, но перевести его в учреждение, соответствующее диагнозу, практически невозможно.

Проблемные дети всегда очень сложно адаптируются в ДОУ, а родители не всегда понимают, для какой цели надо менять учреждение, которое их вполне устраивает. Между тем такие дети не получают должной помощи, занимаются по методикам и программам, не соответствующим их диагнозу.

Создание групп дифференциальной диагностики дает возможность избежать ошибок в определении диагноза. В таких группах дети будут находиться под наблюдением педагогов и врача, что даст возможность постановки точного медицинского и педагогического диагнозов, инклюзивного подхода к ребенку. Мы сможем поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, а это даст шансы и возможности для преодоления дефекта.

В такие группы, по нашему мнению, детей должны направлять врачи детских поликлиник и специалисты центров в случае трудности постановки диагноза. Срок пребывания в этих группах, думаю, должен составлять от одного до трех месяцев. По истечении этого срока ребенку должны поставить точный диагноз, дать подробную психолого-медико-педагогическую характеристику и направить на повторное МПК для подбора учреждения по профилю.

Основные задачи групп дифференциальной диагностики должны быть такими:

- выявление динамики развития детей;

- подбор индивидуального маршрута развития;

- помощь родителям в выборе адекватных средств общения с ребенком.

В полном объеме решить все эти задачи силами только педагогов, на мой взгляд, трудно, поэтому мы все чувствуем острую необходимость в помощи специалиста - врача-психиатра.

Нам, педагогам, нужно всегда помнить, что это не дети терпят неудачи, а взрослые подчас не всегда могут найти пути решения детских проблем, пути оказания помощи. Если обучение станет более эффективным благодаря открытию групп дифференциальной диагностики, то выиграют все дети с нарушениями в развитии.