На современной карте это возвышение называется курган Могила-Знаменская. Археологам же всего мира холм известен как царский курган Солоха.

Путешествуя по южной степи, я еще издали замечаю одинокие холмы, покатые склоны которых покрыты густой травой. Нередко, чтоб размяться и взбодрить воображение, оставляю велосипед в балочке и, продираясь через травяной покров, подымаюсь на курган. С его вершины видно далеко. И вдаль и вглубь.

«Дорога была ровною черноземною степью, по которой одни только курганы в великом множестве были видны», - писал один наблюдательный путешественник, проезжающий в конце ХVIII века по южной степной окраине Российской империи. Без этих конусообразных характерных холмов нельзя представить южную степь. Сотворенные когда-то человеком курганы, как и египетские пирамиды, стали частью природного ландшафта, а в некоторых случаях и его главной приметой. Кто же и когда их насыпал? В народе бытовали самые невероятные версии о происхождении этих рукотворных сопок. «Могилы высокие - это перед потопом люди насыпали, спасаясь от воды», - объясняли одни. «Когда люди жили войной, то насыпали могилы на высоких кряжах степи, чтобы высматривать неприятеля», - утверждали другие. Третьи считали курганы делом рук великанов и богатырей.

Первые курганы появились в наших степях около пяти тысяч лет назад. Насыпаны они были племенами ямной культуры, которые хоронили своих умерших в прямоугольных ямах. Погребальный холм-могила выделял, возвышал и делал видимым всему степному миру последнее прибежище именитого соплеменника. С вершины кургана богам легче было забрать к себе усопшего, в то же время курганная насыпь защищала мир живых от обители мертвых. Нельзя не учитывать и психологический момент. «Миновали мы семь маяков - высеченых из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах...» Это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 году проезжал по Днепру. О каменных скульптурах на степных курганах, как своеобразных дорожных указателях, вехах, упоминали многие путешественники прошлого. Возможно, возведение кургана и установка каменного изваяния на его вершине было продиктовано стремлением «разбить» иногда гнетущее однообразие степной плоскости, мысленно «картографировать» ее. В связи с этим преследовались и весьма прагматические цели. Где стал кочевник, там и стан его. Обычно рядом с балочкой, на берегу речки, в любом другом живописном месте, куда впоследствии человек надеялся вернуться. Курганы с приметными фигурками как раз и отмечали места стоянок и поселений, были своеобразными степными маяками, мимо которых впоследствии пролегли дороги.

Внешне курганы раньше выглядели совсем не так, как сегодня. Они являлись не просто земляным бугром, а своего рода довольно примечательным архитектурным сооружением. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или дерева, были одеты в каменные панцири, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. Земля внутри курганов скрывала от человеческих глаз деревянные ящики, склепы, мавзолеи, катакомбы, кромлехи, ровики и многие другие погребальные сооружения (иногда довольно сложные). Ведь не секрет, что в одних и тех же курганах хоронили своих мертвых разные народы. «Свежий насыпав курган, разошлися они...», - читаем мы в «Илиаде». Это могло быть сказано и о киммерийцах, и о скифах, и о сарматах, и о древних греках, и о половцах, и о запорожских казаках.

...Название всемирно известного кургана Солоха от женского имени весьма символично для пограничного степного края. Ведь Солоха - это производное народное от Соломия, в основе которого еврейское «шалом» - мир. Имя Солоха (наверное, по созвучию с такими словами, как сало, солома, соломаха) стало на Украине нарицательным. Так часто называют нерасторопную, неряшливую женщину. Большой округлый курган в прошлом действительно мог походить на сельскую толстушку. Между прочим, в древности степные курганы, обложенные по кругу камнями, были выше и «стройнее». После того как местные жители растащили плиты на строительные нужды, насыпи огрузли, расползлись, потеряли свою устремленность ввысь. То же, возможно, случилось и с Солохой. Когда же за ней «поухаживали» археологи, название еще больше стало соответствовать имени-прозвищу. Кстати, неряшливый, растрепанный вид сельских Солох дал повод балагурам назвать «солохами» русалок, которых, между прочим, было немало в плавнях Великого Луга. Поблизости от него и находится знаменитый курган. В прошлом это была одна из самых высоких скифских степных пирамид, высота которой достигала 18 метров. Кстати, напротив Солохи на другой стороне Каховского моря возле Никополя исследован не менее известный Чертомлыкский курган, высота которого достигала 20 метров. Курганный могильник, в составе которого находился курган Солоха, представлял собой целый скифский некрополь, состоящий из 75 насыпей. В 1912 году к раскопкам Солохи приступил известный русский ученый Н. И. Веселовский. В центральном, разграбленном еще в древности, погребении было найдено захоронение двух коней, уздечки которых были украшены золотыми рельефами на деревянной основе: налобники в виде рыбы и нащечники в виде крыльев. В боковой катакомбе была обнаружена могила вельможной, возможно, даже царской особы. Возле головы лежал бронзовый шлем и массивный золотой гребень, который стал своеобразным символом степной Скифии. На спинке гребня - пять лежащих львов, над ними - сценка боя двух всадников и одного пехотинца. Раненый конь одного из всадников упал, прикрываясь щитом, воин, что спешился, старается отбить натиск всадника с копьем, которому помогает добить врага пехотинец, вооруженный акинаком. Гребень, изображение которого вошло почти во все учебники древней истории, выполнен в стиле греческого античного искусства. Кстати, лучшие ювелиры Европы не сумели сделать его копию.

Подобные курганы именуют «царскими» за пышность погребального обряда. Солоха не единственный царский курган в наших полуденных степях между Днепром и Азовским морем. Мировая слава у Бердянского и Мелитопольского курганов, Гаймановой Могилы. Бердянский курган расположен на восточной околице села Нововасильевка неподалеку от курортного Бердянска. Как определили археологи, в кургане покоился не просто представитель скифской знати, а верховный вождь, военачальник высшего ранга. Центральная могила, глубина которой достигала почти четырнадцати метров (это самая глубокая катакомба в скифских погребальных комплексах), была вырыта для «основного» - царского - покойника и сопровождающих его в загробный путь «охранника» и «виночерпия»(рядом с ним лежали амфоры и набор античной посуды для вина). Среди находок выделяются расшитая золотом одежда, драгоценное оружие, бронзовые навершия для колесниц, греческие чернолаковая ваза и амфоры, остатки деревянных чаш, украшенных золотой чеканкой, более трех тысяч золотых бляшек, которыми украшали обувь, сбрую коня, одежду.

Гайманова Могила- один из самых известных скифских курганов Приднепровья - находится возле села Балки километрах в пятидесяти от Солохи. Корневую основу названия, возможно, следует искать в тюркских языках, где «гемут» - могила. Вполне вероятна также связь его с мифическим богатырем Гайманом, который, по преданиям, «гаймовал» («гальмував» - тормозил) одним пальцем возы, когда они спускались с горы. Есть украинское слово «гаман» («гаманець») - кошелек. В плавнях Великого Луга, кстати, было озеро Гаманисте, где, по местным преданиям, рыбачил какой-то Гаманець. По кругу восьмиметровая насыпь кургана была обложена каменной крепидой. В четырех могилах были погребены представители скифской знати. И хотя гробницы оказались ограбленными, археологам возле одного из захоронений удалось найти тайник, в котором оказались шедевры скифского ювелирного искусства - три серебряных сосуда, два ритона, украшенные золотом, две деревянные чаши, окованные золотыми пластинами, и серебряная с позолотой чаша. На широком фризе ее изображена беседа вельможных скифов. В женской гробнице была обнаружена уникальная костяная пластинка, на которой были изображены змееногая богиня и сцена борьбы скифов с чудовищем. Кстати, обилие подобных ювелирных изделий и бытовых предметов с изображениями львов, оленей, змей, грифонов дало основание археологам признать существование особого стиля в древнем искусстве, получившего название «звериного».

Шестиметровая насыпь Мелитопольского кургана (окраина Мелитополя) была сложена из вальков, между которыми находилась морская трава-камка. В полу центральной гробницы был обнаружен тайник. В нем лежал пояс, украшенный 50 золотыми бляхами с изображением сидячей богини и скифа перед ней, горит со стрелами, футляр которого был обит золотыми пластинами, на которых были изображены сцены из мифа про Ахиллеса. В боковой гробнице археологи обнаружили захоронение знатной скифянки. Вокруг нее в погребальной яме было найдено около 4 тысяч золотых украшений (налобный венок, сережки, подвески, кольца, пуговицы, бусинки).

Лишь Солоха дает представление о том, как могли выглядеть богатые скифские погребения в прошлом. Все остальные исследованные знаменитые царские курганы срыты почти до основания. Частично реконструированные скифские курганы сегодня можно увидеть на Хортице - самом большом днепровском острове, расположенном в черте города Запорожья - среди экспонатов мемориального комплекса«Скифский стан».

С давних времен курганы привлекали внимание не только археологов, но и кладоискателей разных мастей. Среди обитателей степных сельбищ и хуторков до сих пор ходят слухи о зарытых в курганах кладах. Рассказывают и об огоньках на их вершинах, и о бродячих тенях, появляющихся на склонах, и о доносящемся из-под земли колокольном звоне...

Запорожская область, Украина