Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

- На сегодняшний день сложилась строгая система отбора учебников для школы, но подчеркиваю, что дело экспертов лишь обеспечить учебникам определенный стандарт качества - окончательный выбор учебного пособия остается за школой, ведь в федеральном перечне больше 1000 учебников.

Постепенно мы будем заменять переиздания старых учебников на учебники нового типа - в первую очередь это касается гуманитарных наук. И тут большую роль играет общественное обсуждение: позиция учителей, родителей, тех, кого мы называем гражданским обществом. У нас есть первый пример - обсуждение новых учебников для 11-го класса по истории и по обществоведению. Такой процедуры мы до сих пор не реализовывали. В обсуждении приняли участие около 3000 человек. Вот так, я полагаю, и следует подходить к отбору учебников для наших ребят, чтобы их образовывать и воспитывать.

Андрей САХАРОВ, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории:

- В конце ХХ - начале ХХI века в Академии наук стали разрабатывать новый подход к созданию учебника. Этот подход - объективный, научный, основанный на данных, которые опровергнуть невозможно. И учебники за последние 2-3 года стали объективнее, выдержаннее, стали более четко отражать развитие страны последних лет.

Учебники должны отражать историю России полно, не исключая никого и ничего, событий и фигур, плохих или хороших.

В этом и состоит достоинство нового учебника под редакцией Филиппова. История не может жить в вакууме - учебник этот вакуум восполняет, возвращает какие-то элементы, которые замалчивались и отодвигались.

Учебник Филиппова достойный, хотя и не без погрешностей. Наш совет признал, что этот учебник с доработкой может быть рекомендован как учебное пособие, отвечающее всем научным критериям. Это основа для создания наших будущих образовательных концепций по изучению России в целом.

Леонид ПОЛЯКОВ, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики, автор учебников по истории:

- Пора признать, что, помимо грамотности языковой и математической, может быть социогуманитарная грамотность. Надо, чтобы выпускники школы получали не просто знание, но знание, которое интегрировало бы их как личность, давая представление о том, что творится в мире. Новый учебник недаром носит название: «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке». Если у человека есть общее мировоззрение, цельное, системно организованное, скажем так, россиецентричное, тогда уже возможно открытие в себе моральной сферы. Моральный человек - это тот, который различает добро и зло. Потеря критериев добра и зла - главное несчастье современного мира. Одна из задач учебника - сориентировать ребят на необходимость решать, что есть добро и зло. Может быть, таким образом удастся запустить механизм взросления личности в школе. Вопрос о социализации во взрослый мир должен решать учебник, избавленный от массового социального инфантилизма, которым болеет наше общество. Надо создавать всю линейку учебников - 8-е, 9-е, 10-е классы - и решать эту проблему.

Исаак КАЛИНА, заместитель министра образования и науки РФ:

- Все учебники федерального перечня имеют абсолютно равные права, разница лишь в том, что «допущенные» не образуют завершенной линейки, а «рекомендованные» образуют. Учебник Филиппова пока относится к рангу допущенных и стоит наравне со всеми остальными, хотя, конечно, интерес к нему - это неплохая форма продвижения. Учебники для образовательного процесса выбирает школа, а школа - это не только педагогический коллектив, а сообщество учителей, учеников и их родителей, и при выборе учебника должны учитываться все мнения. Но если учебник уже выбран, то по нему обязаны учиться все ученики данной школы.