Впервые Рождественские чтения проходили на базе МГПУ. На них съехались более 700 человек из 60 регионов России и СНГ. Открывал чтения ректор МГПУ В.В. Рябов, 10 лет назад учредивший в своем университете лабораторию гуманной педагогики.

Нынешняя встреча гуманных педагогов проходила под девизом: «В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры».

«Культура есть прибежище, где дух человеческий находит путь к религии и ко всему просвещенному и прекрасному», - писал Николай Рерих. Академик Дмитрий Лихачев считал, что именно культура оправдывает перед Богом существование народа и нации - она собственно и творит народ и нацию из «просто населения». И все общие встречи, «круглые столы» и мастер-классы нынешних чтений были посвящены проблемам культуры: как ее разглядеть, воспитать, развить, как в ее русле строить бытовые, семейные и школьные отношения, как избавляться от ее суррогатов «второй свежести» и без страха и упрека принимать культуру будущего.

Чтобы победить тьму, надо зажечь свет - на столе президиума горит свеча. Перед каждым выступлением заливаются малиновым звоном билы - удивительный инструмент, гармонизирующий среду, как церковные колокола. В общем, обстановка несколько неожиданная для человека, привыкшего к официальной корректности научных симпозиумов и конференций. Но именно такая обстановка сочетается с такими выступлениями. Вот как прошел один из дней Рождественских чтений.

После приветствия Шалвы Амонашвили выступил православный священник отец Павел. «Уникальный человек, - представил его Шалва Александрович, - у него и школа есть!»

Современная цивилизация навязывает идею счастья, которое зависит от изобилия материальных благ, и мы забываем, что питать следует не только тело, но и дух - молитвой, церковными таинствами и добрым воспитанием. Наша реальность - беспризорные дети, наркомания, алкоголизм - требует учителя-подвижника, способного привести ребенка к свету. Миром православного ребенка должны быть семья, школа и церковь.

Долгое время мы считали человека мерой всех вещей, но ведь важно, какой это человек, свободен ли он или остается рабом своих страстей и пороков. В основе гуманной педагогики лежит Христоцентризм, поэтому у Амонашвили слово «человек» пишется с большой буквы.

Станислав Зенин, доктор биологических и философских наук, профессор, заведующий проблемной лабораторией лечебно-диагностического центра, сделал сообщение об информационной системе воды.

Почему вода издавна считается символом жизни? Почему она является универсальным растворителем? Почему ее структура меняется при солнечных затмениях и землетрясениях? Как отражается на ее свойствах энергетическое воздействие - будь то «магнитная мешалка» или участие экстрасенса?

Эксперимент ученого четко проводит грань между наукой и шарлатанством. Зенин исследовал воду на молекулярном уровне и открыл новый элемент ее структуры, который объясняет удивительное свойство воды сохранять информацию - эффект «заряженной воды», который до сих пор шокирует приверженцев вульгарного материализма. Таким образом, на примере исследования воды снимаются противоречия между наукой и религией.

Проблеме «детей нового сознания» было посвящено выступление Виктора Никитина. Хорошо было Гесиоду жаловаться на «нынешнюю молодежь», но в наши дни с появлением детей «космического сознания» взрослым как-то неприлично говорить, что дети стали хуже, чем раньше. Их уникальные способности и мудрое отношение к жизни требуют особого отношения взрослых и специального изучения. Современной науке известна синестезия - восприятие действительности сразу всеми органами чувств: одни воспринимают звуки как цвета, другие видят цифры и формулы в окружающем пространстве и решают математические задачи, а кто-то к тому же различает эти цифры по запаху и вкусу.

За последнее время у нового поколения открыто столько удивительных способностей, что стоит задаться вопросом: может, все эти свойства свойственны вообще человеку, но отмирают, не получив нужного развития? Может, следует считать все эти сверхъестественные качества детей нового сознания нормой, а наши способности - просто недоразвитыми? Попробуем принять систему, в которой живут наши дети, не будем подчинять их мышление нашим шаблонам и стереотипам, а сами постараемся вырасти до нового сознания. Согласитесь, что это более гуманный подход к детям.

Эту тему продолжила Инна Берич, представитель философской культуры.

Хотя у нас на Земле не райские условия, но педагогика должна быть оранжерейной. Ребенок - представитель всего космоса, всего совершенства, с которым Бог создал эту землю, и он должен понимать, что живет на прекрасной земле и с прекрасными людьми. Мы должны вывести его к желанию созидания, преображения, любви - это заложено в нашей генетике. И когда ребенок станет подростком и ему придется спуститься на землю, у него уже будет наращена сила сопротивления злу. Подростком он осознает себя членом общества, но социализация - это одно, а воспитание - совсем другое, это приобщение ребенка к миру идеальных образов. «Непротивление злу насилием» - лишь половина формулы, полностью она звучит так: непротивление злу насилием, но противление добром. Эволюционное задание человека - преобразить материю. Педагогический процесс должен приводить ребенка к идеальному образу. Вот для этого Амонашвили и выпускает антологию гуманной педагогики - уже вышли 50 из 100 томов.

После таких выступлений захотелось приобрести все 50 томов антологии, побывать на всех мастер-классах, но, не принадлежа к «поколению индиго», не обнимешь необъятного, и я обратилась к батоно Шалве: на какой мастер-класс посоветует он пойти представителю «Учительской газеты»? Что самое интересное?

Он ответил немедленно, не задумываясь:

- Бизнесмен из Владивостока построил деревню для детей-сирот, сам с ними живет, воспитывает... удивительный человек! Идите к нему.

Олег Петрук действительно оказался удивительным человеком, но о нем - отдельный рассказ в следующих номерах.

В заключение скажу, что тема следующих VIII Педагогических чтений естественно вытекает из выступлений учителей - «Истинное воспитание ребенка - воспитание самих себя».