Когда-то Полтавский район основали переселенцы с Украины. Позже к ним добавились приезжие из далекой Эстонии, из близкого Казахстана, потом - со всех концов бывшего Союза. Теперь-то все нации перемешались - переженились, породнились, а все же зов предков иной раз дает о себе знать. В столовой, например. Почему-то из всех блюд школьники Полтавского лицея предпочитают вареники с вишней. Хотя выбор у них богатый - десятка два разных блюд. Столовая открыта весь день для всех 470 учеников, 60 сотрудников, а также гостей: после уроков в лицей приезжают ребята из близлежащих деревень на элективные курсы по предпрофильной подготовке. Старшеклассники, активно укрепляя растущие организмы, «обедают» по три раза в день. Тем более что дешево, как нигде, зато обслуживание, как в ресторане.

- Три года назад наша школа, к тому времени отметившая вековой юбилей, поменяла статус, став лицеем. Идея вынашивалась долго, - рассказывает Надежда Дедкова. - Предполагалось, что усиление развивающей направленности обучения и воспитания, упор на развитие интеллектуальных и творческих способностей, профилизация обучения не только повысят уровень получаемого образования, но и сформируют систему жизненно важных ценностей и базовых компетенций. Таким образом, определилась цель: разработка и реализация модели антропоэкологического образования, отвечающей интересам гражданского общества. Эта модель отражает социальный заказ: со стороны учащихся - «пусть лицейское образование поможет мне состояться в жизни», со стороны родителей - «обучение в лицее должно дать моему ребенку комфортные условия для достижения успеха в жизни, прочные знания», со стороны педагогов - «образование в лицее должно способствовать становлению выпускника - гражданина России».

- Мы сотрудничаем со всеми учреждениями дополнительного образования, - объясняет Светлана Анатольевна Долгова, заместитель директора лицея по методической работе. - Занятость школьников во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, умению планировать свое время. А массовое участие в праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает детей к процессу рождения и укрепления лицейских традиций, формированию корпоративного духа.

Текучки в лицее нет. Может, потому что учатся без конца? Новую смену готовят постепенно из своих же, проверенных, людей.

К платным услугам, хоть и вписанным в устав, Надежда Константиновна вообще относится без энтузиазма. Лицей находится на окраине рабочего поселка Полтавка, народ здесь живет не самый преуспевающий, зато страстно желающий своим детям лучшей доли. Дедкова вспоминает, как 12 лет назад, став директором, радовалась, если на общешкольное родительское собрание приходили десять человек. А нынче на сбор мам и пап будущих первоклассников явка оказалась 100-процентной! Программу обучения своего ребенка они теперь выбирают сами, с помощью психолога, конечно. Родители - надежда и опора лицея. Очень помог юбилей школы. Педагоги обратили внимание на скуку родительских собраний. Первым делом решили убрать из них весь негатив. Понятно ведь, какой маме хочется идти на мероприятие, где представители детской комнаты милиции вкупе с педагогами будут отчитывать ее чадо? Не говоря уже про папу. И вместо очередного всеобщего разноса взяли да устроили фестиваль талантов. «Хватит искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам» - стало девизом педколлектива лицея. Мам и пап потянуло в школу, когда их детей стали хвалить. А хвалят всех! Учителя сидели ночами за грамотами, вспоминая малейшие заслуги каждого. И родители ответили педагогам взаимностью.

- Когда перед коллективом встала проблема поиска внешних ресурсов, необходимых для развития, мы обратились к родителям, - рассказывает директор. - Предшествовали этому встречи руководства лицея с родителями каждого класса. В конце концов выделилась родительская инициативная группа, которая вышла с предложением о создании «своей» общественной организации. В ее состав избрали 5 учителей, 4 родителей и двух старшеклассников.

Решения, касающиеся образовательной деятельности лицея, стали приниматься коллегиально. Впрочем, не только. Средства на ремонт столовой тоже нашел совет. По инициативе его председателя Владимира Михайловича Копыла, руководителя дорожно-строительного управления, лучшие ученики получают теперь стипендии. Но этого показалось мало - родительская активность все равно оставляла желать лучшего. Мамы и папы выпускников теряли интерес к школьной жизни, а «новенькие», наоборот, слишком долго входили «во вкус». Причем к классу они еще проявляли интерес, а каким образом могут участвовать в управлении школой, совершенно не понимали. Руководство лицея пришло к выводу, что нужна еще одна организация - попечительский совет, который в союзе с советом лицея будет определять общешкольные стратегию и тактику. Теперь в Полтавском лицее - власть советов. Без них не обходится ни одно серьезное дело, и не только денежное: лицейские праздники, летний отдых, конкурс педагогического мастерства. Открыть в прошлом году кадетский класс, оборудовать, кроме стандартного медицинского кабинета, стоматологический, помогло, разумеется, районное управление образования. Но инициативу подали советы. Активнее использовать школьный автобус - и для мероприятий, и просто чтобы доставлять ребят на учебу - тоже предложили они. Причем сами же сумели организовать спонсоров для оплаты расходов.

Конечно, государственно-общественное управление школой в Полтавском лицее делает только первые шаги. И учителя, и родители учатся управлять школой вместе. Лицей в самом деле становится для них «своим миром, открытым домом», о чем говорит его эмблема.

Полтавский район, Омская область