Ирина ВЛАДИМИРОВА, учитель начальных классов школы №24, Нижний Новгород:

- Конечно же, этику. Не думаю, что в школе нужно отдельным предметом изучать основы православия или другой религии. Это все же должно решаться внутри семьи. А вот культурой поведения, хорошими манерами нынешние дети не блещут. И, к сожалению, большинство родителей не всегда могут их научить чему-то в этом отношении. Поэтому этика в школе будет гораздо полезнее - и ученикам, и родителям, и, кстати, педагогам тоже.

Андрей АНТОНОВ, учитель математики школы №367, Санкт-Петербург:

- Я бы отдал предпочтение этике. Прежде всего потому, что религиозное чувство воспитывается в семье, а не в школе. Если ребенок с младенчества воспитывался в духе атеизма или равнодушия к той или иной религиозной культуре, то маловероятно, что школа даст ему необходимый базис для понимания и принятия духовных истин.

Альбина ШАРАПОВА, учитель истории, заместитель директора школы №20, Воронеж:

- Для своего ребенка я бы выбрала этику. Все-таки у нас светское государство, и школьные предметы должны иметь светский характер. Учить ли ребенка православию - это дело семьи. Чтобы вводить уроки православной культуры в школе, нужны прежде всего подготовленные преподаватели. А таких мало. К тому же у нас недалеко от школы церковь, и там работает воскресная школа. Кто хочет, водит своих детей туда.

Андрей ЕВТЮХОВ, учитель начальных классов Ермолинской школы Новгородского района, Новгородская область:

- Как родитель, я вообще против введения дополнительного предмета в школьную программу. Он увеличит нагрузку на детей, которая и без того велика. Мое опасение как преподавателя - а станет ли предполагаемый выбор действительно выбором? У нас есть тенденция подобные нововведения одобрять «всем коллективом». Вспомним пример ЕГЭ, который введен уже практически повсеместно, хотя с этой формой выпускных экзаменов до сих пор многие не согласны. Но если выбор будет организован, я для своей дочери выбрал бы этику, а не основы православия или другой религии. Во-первых, непонятно, кто станет преподавать основы православия в нашей сельской школе. Немного найдется компетентных преподавателей, готовых поехать в отдаленные деревни. Во-вторых, неясно, каким будет направление этого предмета. Если это изучение православной веры и традиций, то этой цели уже посвятили свою деятельность специальные учреждения. Наконец, осознанно человек приходит к вере все-таки во взрослом возрасте, получив определенный жизненный опыт. А для ребенка обращение к Богу будет более естественным, если его приведут в церковь родители.

Рашид САЙХУТДИНОВ, инженер-системщик, Волгоград:

- Я считаю, что допущена колоссальная ошибка в государственном строительстве России. Потому что нельзя делить детей на беленьких, черненьких и зелененьких. Допустим, в классе 25 славян, исповедующих православие, два ребенка-мусульманина и один еврей. Если их поставить перед выбором, какую религию изучать, то кто-то окажется в большинстве, а кто-то нет - и почувствует себя отверженным, а это уже аномалия. Неужели власти не понимают, что в наших республиках, где исповедуется ислам, будут вводиться соответствующие уроки, и также некомфортно почувствуют себя русские, которым здесь и так живется непросто. Я считаю, что очень полезно было бы ввести единый для всех детей предмет «Основы истории религий».

Гузель ВАКЕЕВА, врач, Уфа:

- Мой сын учится в 5-м классе. Я бы выбрала для своего ребенка, скорее, изучение мусульманской религии, тем более что мы проживаем в Башкортостане. Здорово, что в школах, кроме русского языка, иностранных языков, введено изучение башкирского. У нас семья интернациональная, чем больше языков знаешь - тем лучше.