Правительство Москвы установило с 1 сентября 2007 года тарифную ставку (оклад) первого разряда в размере 3640 рублей, произведено повышение заработной платы в 1,25 раза, в два раза повышен размер ставки (оклада) Единой тарифной сетки учителям иностранного языка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования, установлена доплата к ставке (окладу) в размере 15 процентов за организацию внеклассной работы и повышена на 15 процентов ставка (оклад) ЕТС за особые условия труда, установлен повышающий коэффициент 1,08 к ставке (окладу) ЕТС работникам образовательных учреждений, кроме учителей иностранного языка.

В результате проведенной работы средняя заработная плата педагогического работника на 1 октября 2007 года составляет 21695 рублей. К началу 2007-2008 учебного года общеобразовательные учреждения получили современное оборудование для 775 учебных кабинетов за счет федеральных средств в рамках ПНПО.

В заявке Москвы на участие в конкурсе, по результатам рассмотрения которой столица стала одним из победителей этого конкурса, содержится наша модельная методика отраслевой системы оплаты труда, которая базируется на изменении или перенастройке Единой тарифной сетки таким образом, чтобы первый разряд этой сетки был равен прожиточному минимуму трудоспособного населения. В настоящее время можно с удовлетворением констатировать, что эта модель и эта методика получили нормативно-правовой статус Москвы и закреплены постановлением Правительства Москвы в ноябре 2007 года. Причем эта методика распространена теперь не только на отрасль образования, но и на все отрасли бюджетной сферы. В результате в рамках этого постановления к 2008 году определено, что первый разряд ЕТС будет равен величине прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2008 году прожиточный минимум будет равен 7137 рублям, а первый разряд ЕТС будет составлять 95,3% этой величины, но уже к началу 2009 года он превысит этот уровень и составит 107,5%. Таким образом, можно сказать, что эта методика состоялась, если она признана постановлением Правительства Москвы.

Если говорить о нормативном финансировании, то в рамках регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО) в Москве осуществляется модернизация экономических отношений в сфере образования. Как известно, с 1 января 2006 года все образовательные учреждения Москвы работают в условиях нормативного финансирования, утверждены финансовые нормативы затрат на содержание одного воспитанника дошкольного образовательного учреждения, на ученика образовательного учреждения, на одного учащегося учреждения среднего профессионального образования системы Департамента образования, отработан механизм и план поэтапного перехода на самостоятельную финансовую деятельность государственных образовательных учреждений системы Департамента образования. То есть нормативное финансирование стало уже практикой. Вместе с тем тут речь идет и должна идти не о нормативе как просто о некой модернизации, а о нормативе как неком инструменте, который позволил бы активизировать работу непосредственно образовательных учреждений. Можно отметить, что в некоторых школах (но и в других образовательных учреждениях тоже) действительно есть некоторые подвижки, которые связаны с тем, что пересматривается статус, записанный в уставах этих ОУ, то есть тот вид, который в настоящее время имеет та или иная школа (если говорить о школах). Школы рассматривают, анализируют реальные образовательные программы и пытаются поменять свой статус, естественно, вектор тут направлен от более низкого к более высокому нормативу. Можно здесь говорить и о подвижках, связанных с оптимизацией и максимизацией сетевых показателей. В частности, это наполняемость, штатное расписание, педагогический персонал и так далее. Вместе с тем дела идут тут не так активно, как хотелось бы. Причин для этого много, но одна из главных - несформированность компетенций менеджмента образовательных учреждений. Кроме того, немалую роль в этом играют и медленные темпы перехода на финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений. В частности, этому виной медленная реорганизация централизованных бухгалтерий, потому что речь должна идти о самостоятельном ведении ОУ бухгалтерского и налогового учета. Это вовсе не означает, что в каждой школе и в каждом дошкольном учреждении должен быть свой бухгалтер, на это не хватит ни сил, ни средств. Но это означает, что там, где их нет, должны быть налажены партнерские договорные отношения между централизованными бухгалтериями и образовательными учреждениями. Здесь должен быть исключен административный ресурс, административный фактор и во главу угла поставлены договорные отношения по системе «исполнитель - заказчик». Тут централизованная бухгалтерия - всего лишь исполнитель, а не руководитель группы подведомственных учреждений. Это принципиально иной момент, и здесь предстоит решать еще много различных задач, часть из этих задач включена в проект программы «Столичное образование-5».

Необходимо продолжить работу по формированию компетенций в области финансово-хозяйственной и экономической деятельности. Работа в этом направлении ведется: за два последних года МГПУ подготовлены несколько сотен бухгалтеров, мы готовим также заместителей директоров ОУ по финансово-экономическим вопросам. Но масштабы проблемы, масштабы города таковы, что решить все это в одночасье нельзя, для этого потребуется еще достаточно большое время.

Пять лет назад вместе с Управлением финансово-экономической и финансовой деятельности Департамента образования мы провели экономический ликбез всего директорского корпуса всех видов образовательных учреждений города. Прошло пять лет, очень многое изменилось, и, может быть, стоит вернуться к этому вопросу.

С 2008 года заложен еще пятипроцентный фонд материального стимулирования, которым будут распоряжаться руководители и общественные органы управления образовательных учреждений. Цена вопроса - 4,5 миллиарда рублей, а в пересчете на педагогических работников - порядка 3 миллиардов рублей. Поэтому, на мой взгляд, весь 2008 год в этом плане можно считать временем апробации критериев, по которым будет распределяться и расходоваться этот фонд. В настоящее время убедительных критериев для этого на операциональном уровне, которые бы позволили достаточно точно и содержательно оценить качество работы учителя, по признанию ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, нет в России в целом. Поэтому их предстоит в течение 2008 года не только создать, но еще и апробировать.

Авторский коллектив Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО) в структуре МГПУ, который я возглавляю, подготовил 29 итоговых разработок по финансово-экономической деятельности учреждений столичного образования, в том числе 19 нормативно-правовых документов, уже опубликовано учебное пособие для руководителей московских ОУ «Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях», разработаны методические рекомендации «Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения» и другие документы.