Что касается участия в проекте родительской общественности, то, как известно, родители принимали участие как в выдвижении школ для участия в конкурсе в рамках нацпроекта, так и в обсуждении программ развития, в школах проводились различные конференции, родительские собрания. Родители принимали активное участие в экспертизе заявок инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование».

Что касается итогов проведения этих конкурсов, то для нас важна в первую очередь открытость образовательных учреждений, которая обеспечивается и сайтами, и публичными отчетами. Не только те школы, которые приняли участие в нацпроекте, но и те школы, которые не принимали участия в нем, стараются сделать открытой свою работу, создают сайты и привлекают родителей к этой деятельности, учитывают запросы родителей, отвечают на те вопросы, которые поднимаются на родительских собраниях, при встречах с учителями и администрацией. На сайтах представляется работа школьного самоуправления, образовательная политика школы.

Родительская общественность (думаю, что и педагогическая тоже) дает положительную оценку второму этапу реализации нацпроекта «Образование», так это много дает повышение престижа школы и, главное, учителям. Я живу в Западном округе и вижу, как на телеканале «Столица плюс» проводят открытые уроки победители нацпроекта, это очень интересная тематика как для учителей, так и для родителей, потому что даже структура построения и содержание урока изменились с тех пор, как мы учились в школе сами, на телеэкране родители могут увидеть, как теперь учителя преподают тот или иной предмет, какие новые технологии появились, а потом и самостоятельно давать оценку учителю и работе школы.

Я высоко оцениваю работу Московского центра качества образования с экспертами и с нами, родителями. Мы принимали участие в учебе, которую проводил этот центр для экспертов (а не только для родителей), молодых учителей, ветеранов педагогического труда. Анализ итогов работы во время первого этапа реализации нацпроекта позволил экспертам более качественно проводить экспертизу на втором этапе, потому что была проведена оценка программ развития, внимательно проштудирован весь экспертный материал, информирование экспертов по оценке программ развития, были созданы условия для проведения экспертизы.

Что касается участия в реализации нацпроекта «Образование» родительской общественности, то мы прошли обучение, и одиннадцать наших экспертов провели 90 экспертиз школ и 90 экспертиз заявок учителей. Мы отметили для себя, что по тем заявкам, которые подают школы и учителя, часто бывает весьма сложно оценить их готовность к реализации программ развития. Поэтому, наверное, имеет смысл выезжать в те школы, которые набрали наибольшее число баллов, и знакомиться с их работой на месте. Как показывает практика (а мы принимали участие в общественной аккредитации ОУ), это помогает экспертам более объективно оценивать работу и потенциал школ.

Участие в экспертной оценке школ и учителей для родителей - колоссальный опыт, возможность осуществления независимой общественной экспертизы, мы привлекаем к ней вот уже два года не только тех родителей, но и экспертов-профессионалов, которые разделяют и поддерживают нашу точку зрения, которые, может быть, уже со своей позиции должны дать более объективную точку зрения.

Одним из требований нацпроекта «Образование» стало развитие государственно-общественных форм управления. Я поддерживаю предложение о том, что опыт работы управляющих советов (главным образом, в Южном округе) нужно обобщать на городском уровне. Городской родительский совет разработал концепцию поддержки политики государственно-общественного управления. В этом деле нужна поддержка окружных управлений образования, общественности и привлечение ученых как московской системы образования, так и российской для решения всех этих проблем.