Нацпроект резко изменил жизнь нашей гимназии, вывел ее из спокойного и размеренного ощущения самодостаточности, на открытый простор активного движения. Нацпроект запустил инновационный процесс, подвиг нашу гимназию на анализ своей деятельности и определение программы своего развития. Собственно говоря, программа развития гимназии сама по себе уже инновация. Сегодня каждая московская школа имеет возможность самостоятельно определять свой путь развития, его стратегию, этапы практической реализации своих идей, формировать свою образовательную модель.

Мы воспользовались форматом конкурса в рамках нацпроекта «Образование», чтобы уточнить свой путь развития. Так появилась программа «Компетентность. Выбор. Ответственность». Мы посвятили свою программу формированию ключевых компетенций обучающихся, тому, без чего современный молодой человек со всем его багажом академических знаний не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве. Проще говоря, речь идет о том, как получить выпускника с необходимым ему умением самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями.

Первые итоги своего участия в нацпроекте «Образование» и реализации программы развития мы подвели во время проведения открытой общественно-педагогической акции - публичного отчета для родителей, наших социальных партнеров, профессионального педагогического сообщества Москвы и регионов России. Материалы публичного отчета были представлены на сайте гимназии. Именно тогда мы зафиксировали качественный сдвиг в образовательной деятельности и высокий уровень удовлетворенности образовательными услугами у всех участников образовательного процесса. Мы поняли, что один из способов обеспечения устойчивого развития гимназии - создание комфортной и конкурентной среды как для педагогов, так и для учащихся. У нас есть кому давать мастер-классы, участвовать в олимпиадах и конкурсах, заниматься проектно-исследовательской деятельностью, и как результат - ежегодно учителя и учащиеся гимназии становятся победителями конкурсов в рамках нацпроекта на грант Президента РФ.

Инновационные процессы затрагивают все основные направления развития школы. Идея государственно-общественного управления школой заложена еще ее основателем - московским купцом, меценатом Александром Сергеевичем Капцовым в конце ХIХ века. Управляющий совет в сегодняшней гимназии успешно решает вопросы, связанные не только с режимом и организацией учебного процесса, но и с обеспечением безопасности школьников, многие другие вопросы.

Мы понимаем, что уклад современной гимназии не может дальше базироваться только на классно-урочной системе, что нужны и новые формы деятельности. Сегодня гимназия активно занимается технологией образовательного процесса, это ведет к тому, что выращивается новый педагогический профессионализм. Нынче гимназия стала ресурсным центром для руководителей и учителей школ по распространению инновационных образовательных программ и технологий. Только за последние месяцы 2007 года наша гимназия приняла более пятисот руководителей образовательных учреждений - победителей нацпроекта «Образование» из регионов России. Опыт конкретного образовательного учреждения и системы столичного образования вызывает колоссальный интерес за пределами города.

Руководители образовательных учреждений понимают, что процесс реформирования отечественной системы образования вряд ли может быть эффективным без активных, творчески работающих учителей. Но самое затратное направление нацпроекта - поддержка классных руководителей. Как армия держится на комбатах, так и воспитательная система школы - на классных руководителях. Важной составляющей образовательного процесса был и остается процесс воспитания личности ребенка. Он и держится на классных руководителях. Сегодня их деятельность, а значит, во многом результат деятельности образовательного учреждения, зависит от личности учителя. Труд классного руководителя фактически подвижнический труд индивидуальности, а ведь здесь могли бы сказать свое слово методические службы как на уровне города, так и на окружном уровне. Незаслуженно забыты, на мой взгляд, педагогические методики работы с классным коллективом. Сегодня, может быть, свою положительную роль сыграла разработка мониторинга деятельности классного руководителя. Но он должен быть построен на конструктивных принципах и нацелен не на контроль, а на формирование в самой системе воспитательной деятельности и выявление наиболее удачных ее результатов. Сегодня у творческих классных руководителей есть желание обмениваться опытом и обсуждать проблемы. Эти профессиональные встречи нужно организовывать как на уровне городских методических служб, так и в округах, на базе лучших школ - победителей нацпроекта «Образование». А еще было бы полезно, по мнению наших учителей, создать городской сайт классных руководителей, где можно было бы обмениваться профессиональной информацией.

Очень приятно, что политика правительства города по отношению к образованию социально ориентирована, что существует, помимо конкурсов в рамках нацпроекта, еще и конкурс на грант Правительства Москвы в области образования. Но, к сожалению, среди участников этого конкурса нет отдельной номинации для классных руководителей.

Второй год реализации нацпроекта, а в гимназии коллектив убежден, что Школу будущего можно успешно строить и в старых стенах, сохраняя чистый дух и добрые традиции, заложенные нашими предшественниками.