Вклад иммигрантов

Иммигранты должны учить язык принимающей страны, знать и принимать ценности данной страны, соответствовать ожиданиям и требованиям к ним как к гражданам принимающей страны. Иммигранты должны быть готовы и способны вступать в отношения с людьми и организациями, которые обеспечивают для них доступ к важным сферам жизни - к рынку рабочей силы, системе образования, гражданским и социальным правам, услугам по здоровью. Иммигранты должны иметь возможность и должны быть способны строить и развивать новые социальные отношения.

Вклад принимающей стороны

В последние годы во многих европейских странах осуществляется регулирование миграционных процессов. «Межкультурное открытие» - это понятие сегодня активно обсуждается в Европе. При этом речь идет о предотвращении дестабилизации условий неравенства.

В понятии «интеграция» заложен ответ на основной вопрос: насколько велики должны быть масштабы присоединения? Безусловная ассимиляция противостоит осуществлению культурного разнообразия. Интеграция охватывает различные общественные области, поэтому можно говорить о законодательной, экономической, культурной, политической и социальной интеграции.

Общественная деятельность в области интеграции

Продолжительный процесс интеграции содействует социальной безопасности и гарантирует мирное сосуществование всех живущих в государстве людей. Сегодня во многих европейских странах недостаточно эффективно организованы условия пребывания иммигрантов в принимающей стране, например, предоставление жилища, социальной помощи, возможности для развития.

Межкультурный центр - общественно значимая, независимая общественная организация, которая с 1987 года по всему миру реализует проекты, направленные на поддержку межнационального согласия и сотрудничества для граждан третьего мира. Центр осуществляет деятельность по трем направлениям, которые способствуют развитию культуры сосуществования мигранта и общества. Это образование «мультипликатора», своеобразного ретранслятора знаний, реализация мероприятий по интеграции на общественном уровне и интеркультурный менеджмент. Вся деятельность центра законодательно регулируется.

Обучение «мультипликаторов»

Компетенции для жизни в глобальном мире, общения на разных языках, различные ценности, экономические и социальные противоположности формируются у человека в обыденной жизни. Поэтому перед образованием стоит задача формировать умение жить успешно и в согласии с другими в этом мире, для чего человеку необходима интеркультурная компетенция. В образовании современной Австрии пока недостаточно уделяют внимания формированию интеркультурной компетенции. В системе здравоохранения, в детских садах и школах не хватает профессионалов для данной работы. Межкультурный центр развивает сотрудничество с образовательными учреждениями в масштабах Австрии. Но эта работа пока не является систематической.

С 1989 года в Австрии больше чем 500 мультипликаторов прошли обучение по курсу «Интеркультурная компетенция». Их задача теперь - оказывать услуги беженцам и мигрантам, заниматься социальной работой. Обучение строилось следующим образом - в течение 12 учебных дней давалась теория, после чего начиналась профессиональная практика. Учебный курс проводился Межкультурным центром в сотрудничестве с Образовательными домами (образовательно-методические службы), Институтом Реннера в Вене и OGB Академии земель Австрии.

При поддержке «17 Венского отделения Магистрата» в 2007 году в третий раз проводился учебный курс «Интеркультурное совещание родителей», который включает семь компонентов. Участники обучаются решать связанные с миграционными проблемами вопросы, возникающие между школой и родителями, на основе взаимного информирования и совместного выполнения учебных заданий. Около 70 сотрудников из детских садов, школ, молодежных центров и союзов прошли обучение по этой программе.

В 2004 году в Педагогическом институте города Вены был разработан учебный курс «Европейская компетенция» для преподавателей высших школ, обучение по которому было организовано Межкультурным центром. Ряд модулей был посвящен темам: «Миграция в европейском контексте», «Межкультурное обучение», «Многоязычие» и «Межкультурное проектирование». Модули дополнялись педагогической зарубежной практикой.

Интеграция

Наличие мигрантов в стране требует от национальных, региональных и местных властей активной интеграционной политики. Потенциал для создания положительных отношений между местным населением и мигрантами оказался особенно значительным там, где бургомистры, муниципалитеты или граждане сами делают первый шаг навстречу мигрантам.

Все чаще маленькие австрийские города и местные сообщества проявляют интерес к систематическому развитию общественной политики интеграции и стараются способствовать процессам улучшения взаимодействия в обществе. Так, с незначительной помощью на общественном уровне могут достигаться большие эффекты. Кроме этого, поддержка приходит и от местных сообществ, которые не считают интеграцию основным фокусом своей общественной деятельности. В Нижней Австрии, например, таких местных сообществ 150.

В 2003 году Межкультурный центр издал пособие «Межкультурное сосуществование и интеграция как общественно-политический вызов» для поддержки деятельности местных сообществ. Оно содержит, в частности, практические указания и примеры деятельности, которые могут использовать местные сообщества.

Магистр Франц ШТАЙНЕР, социолог, руководитель проектов Межкультурного центра, Вена, Австрия

Перевод Дмитрия РЫТОВА