В чем состоит цель высшего образования и, условно говоря, моя задача как преподавателя, что должны получить студенты в результате чтения моего курса? На сегодня они в первую очередь должны иметь оценку, а я - возможность ранжировать их в соответствии с оценками. Понятно, что я стараюсь передать им какие-то знания и умения. Но как мы проверяем, что они эти знания и умения получили, как мы добиваемся того, чтобы эти знания и умения стали для них важными и были ими усвоены? Система, при которой студенты сдают экзамен в конце курса, отражает на самом деле лишь то, насколько они послушно ходили на занятия и все прилежно записывали и выучивали либо насколько они смогли выучить что-то за ночь перед экзаменом. О будущем специалисте это не говорит ничего. Должно быть гораздо более тщательное взаимодействие в процессе курса, направленное на то, что человек работает в течение семестра, и эта работа контролируется.

Наша система образования сейчас такова, что мы должны либо выгнать человека, поставив ему двойку, либо, закрыв глаза на то, что совершаем халтуру, поставить ему тройку, и он будет учиться дальше. Нужно уходить от системы, когда можно либо сдать курс, либо вылететь из вуза. Я за то, чтобы в рамках собственного вуза студенты могли индивидуально строить свой учебный план. Понятия пересдачи быть не должно. Я понимаю, что молодым людям надо зарабатывать на жизнь. Но не нужно делать вид, что человек учится, тогда как он работает, чтобы выжить. Давайте будем честны.

Мира БЕРГЕЛЬСОН, доктор филологических наук, профессор кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова