Я тоже полтора года как ушел из школы, на пенсии теперь. Но с Германом Котовым не согласен.

Нет, нет и нет! Я «не отработанный материал», а еще хоть куда... Давай-ка, коллега, распрямим свои плечи, дружище!

Последние 11 лет я работал учителем трудового обучения. Считал и считаю, что это очень важный и нужный предмет. С детских лет нужно учить трудиться, а выпускники школы, считаю, должны иметь уже какую-то специальность. К сожалению, в нашем обществе сейчас какой-то перекос. Не хватает квалифицированных кадров в промышленности, сельском хозяйстве. Зато менеджеров, юристов, банковских служащих хоть отбавляй!

Ну а я, уйдя из школы, не посчитал себя «отработанным материалом», а в меру сил продолжаю творить и сеять «разумное, доброе, вечное». Кое-что в прямом смысле.

Подумал: где бы я мог практически применить свои знания историка (в свое время я закончил Госуниверситет имени Хетагурова)?

А тема моей университетской дипломной работы была «Государственные трудовые резервы в годы войны». Эту тему я выбрал, потому что она мало изучена. А я сам - воспитанник трудовых резервов, к тому же много лет проработал в этой системе. И хотя мой научный руководитель всячески отговаривал меня, мол, провальная тема, возьми другую, я настоял на своем. Работал в архиве, ездил по училищам, встречался с «фабзайчатами», «ремесленниками», которые в годы войны показали, что их «руки молодые назовут золотыми».

Принес руководителю свои черновики, он ознакомился и восторженно изрек: «Тут на целую диссертацию! Молодец Прокопов! Только надо сокращать».

На защите своего диплома в конце привел слова из песни «Василь Васильевич»:

На всем Урале токаря,

пожалуй, лучше нет.

Василию Васильевичу

всего пятнадцать лет.

Члены строгой государственной комиссии дружно зааплодировали мне.

На пенсии я «откопал» черновики своей дипломной работы, что-то еще подсократил, переработал и обратился в школы, профучилища с предложением прочитать лекцию. Получил полную поддержку! Приглашали на такие встречи и тружеников тыла, смотрели фотодокументы, слушали песни военных лет. Получалось от всей души, хорошо!

Ребята задумались, когда я их спросил: «А смогли ли вы, как герой песни, воспитанник трудовых резервов Вася Гусев, работать за станком 15-16 часов?»

...Еще я занимаюсь выращиванием редких растений, распространяю семена по всей Руси великой. Учу и других! Ведь проще простого вырастить саженцы каштанов. Осенью под ногами семена эти валяются повсюду. Собери, посади в почву, несколько раз за лето подрыхли, прополи, и будут тебе саженцы.

Я раздаю их в школы, учреждения.

Приятно становится, когда проходишь мимо детсада «Родничок». Растут мои каштаны. На улице Мира... шелестят листвою их кроны. Поверьте, хочется петь. И стихи на ум приходят:

И хоть исчезнут ног моих

следы,

Но не расстанусь

с жизнью я земною,

Ведь в том саду, который

даст плоды,

Есть дерево, посаженное

мною.

Ну и разве мы, учителя-пенсионеры, «вымирающее поколение»? Не согласен!

Александр ПРОКОПОВ, ветеран педагогического труда, Моздок, Республика Северная Осетия - Алания