Почему данную тему многие посчитали новой, догадаться нетрудно. Совет школы или попечительский совет сегодня существует в подавляющем большинстве школ Воронежской области, но роль этих структур обычно сводится или к школьному самоуправлению, или к сбору спонсорской помощи на школьные нужды. Считать эти советы управляющими неправильно.

Настоящим органом самоуправления совет становится тогда, когда муниципальные органы власти передают ему часть своих полномочий. Именно это и произошло в Воронежской области после того как решением губернатора, которое потом фактически было продублировано решением глав муниципальных образований, советам школ были переданы функции по распределению одной трети части фонда оплаты труда. Часть эта называется стимулирующей, в ней аккумулируются средства для выплаты доплат и в большей степени премиальных выплат за работу педагогов по повышению качества образовательных услуг. Передача столь серьезных функций школьному управляющему совету объясняется переходом на новую систему оплаты труда педагогов.

Рассказывает один из организаторов семинара, руководитель сектора научно-методической поддержки органов государственно-общественного управления при лаборатории экономики и инноваций в образовании ВОИПКРО Ольга КАРТАВЦЕВА:

- Еще в 1992 году Закон «Об образовании» закрепил положение о том, что высший орган управления и самоуправления - совет. Однако большинство школьных советов до настоящего времени остаются в лучшем случае или совещательным органом, или той структурой, которая поддерживает директора, когда в школе возникает сложная материальная ситуация. Теперь, когда советам официально передается часть полномочий муниципальных органов управления, их статус повышается. Советы становятся настоящими партнерами в управлении образовательным учреждением.

Все вместе мы, участники семинара, пришли к выводу, что те советы, которые сегодня есть, должны трансформироваться в управляющие советы. Потому что если у нас будет только государственная школа без общественного участия, мы получим жесткое централизованное руководство образовательным учреждением. Мы будем выполнять только государственный заказ, который, как показывает практика, не всегда соответствует запросам общества. Мы рискуем получить школу, в которой будет только определенный набор предметов, диктуемый сверху и обязательный к освоению всеми школьниками. А стиль управления образовательным учреждением будет административным, а то и более жестким. Новая система управления школой как раз и призвана избавить систему образования от этих недостатков.

Государство, взяв на себя фактически основные функции предоставления минимально необходимых ресурсов, функции координации деятельности органов управления образованием и других структур, вопросы стандартизации образования, установление порядка лицензирования и надзора в этой сфере, почти без внимания оставило вопросы, связанные со структурой и организацией образовательного процесса внутри образовательного учреждения. Направление деятельности школы, выбор педагогических технологий - эти и многие другие вопросы раньше решались государством через органы управления. По нынешним законам у них нет таких функций, значит, кто-то должен их взять на себя.

Одному директору школы это сделать сложно. Поэтому грамотный и умный директор обязательно будет искать партнеров в лице участников образовательного процесса, педагогов, родителей, общественности микрорайона и самого учредителя. Отсюда вытекают перемены в составе советов, их полномочиях, правах и обязанностях.

Воронеж