В отличие от других подобных заседаний коллегии на этот раз внимание было сосредочено не на самих цифрах как таковых, а на тех процессах, которые принимаются во внимание при установлении контрольных цифр приема на те или иные уровни образования.

Одно из самых серьезных обстоятельств, которые нельзя не принимать в расчет, - динамика изменения выпуска молодых людей из школ. 2008 год станет годом, когда начнется не то что борьба, но уж точно охота учреждений профессионального образования за потенциальными студентами. Дело в том, что с прошлого года началось резкое сокращение выпуска из 11-х классов (в 2008 году он составит 1051,3 тысячи человек, в 2009 году - 930 тысяч человек, в 2020 году - 808 тысяч человек) - в среднем нас ждет ежегодное сокращение числа выпускников на 10 процентов. Понятно, что это самым существенным образом повлияет на количество обучающихся в учреждениях НПО - прогнозируемое уменьшение составит к 2010 году 36 процентов, в СПО прогнозируемое уменьшение составит 26 процентов, на 16 процентов уменьшится количество студентов в вузах. В этой ситуации какие-то специальности понесут весьма существенный урон в объемах подготовки, а по каким-то будут сделаны отчаянные попытки для их увеличения.

Самое серьезное положение с подготовкой специалистов по программам НПО. С одной стороны, рабочие очень нужны экономике и производству, но, с другой стороны, перспектива получить высшее образование или за счет бюджета, или за счет собственных средств сегодня настолько реальна, причем для всех выпускников школ, независимо от уровня знаний и способностей, что сегодня вообще непонятно, что и кого может привлечь в профессиональные училища. Год от года учреждения НПО непостижимым образом, но все же набирают ежегодно молодых людей (в 2007 году, правда, приняли на 1,2 процента меньше, чем в 2006 году) и обучают их рабочим профессиям. На 2008 год в целом контрольные цифры приема заявлены по всем - и федеральным, и региональным - учреждениям НПО в объеме 652135 человек, а по федеральным - 159945 человек. То есть прием сократится на 2,3 процента, и этот факт вызывает тревогу, поскольку рабочих все равно не хватает и работодатели говорят об этом все громче. Другое дело, что они мало что предпринимают для пропаганды рабочих профессий. Уменьшится на 3,9 процента и количество принятых в учреждения СПО, в 2008 году на обучение в эти образовательные учреждения примут 300095 человек.

Что касается приема в вузы, то на 2008 год планируется прием в объеме 523114 человека, что составит 97,9 процента по сравнению с 2007 годом. То есть прием в вузы год от года сокращается. Как отметил Игорь Реморенко, для приведения масштаба подготовки специалистов в соответствие с ситуацией на рынке труда и учетом подготовки специалистов в вузах на договорной основе Министерство образования и науки РФ последовательно год от года снижает контрольные цифры приема в вузы по таким укрупненным группам специальностей, как «Экономика и управление», «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика». Иными словами, государство во все большей степени перекладывает заботу о подготовке экономистов, гуманитариев и педагогов на плечи самих граждан. В докладе Игоря Реморенко отмечено, что проблема обеспечения занятости выпускников по полученным специальностям или профессиям остается самой актуальной при согласовании потребностей рынка труда и сферы образовательных услуг. Особенно это касается выпускников гуманитарных и экономических специальностей. То есть тут можно сделать вывод, что спрос на эти специальности падает. Вместе с тем федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, при уменьшении контрольных цифр приема по гуманитарным и экономическим специальностям в непрофильных вузах, как правило, предпринимают адекватное увеличение в тех же самых вузах объемов подготовки специалистов по этим же специальностям на договорной основе. Например, вузам Федерального агентства по рыболовству было выделено в прошлом году на специальность «экономика и управление» 274 бюджетных мест, и они в 2006 году на внебюджетной основе приняли 2683 человека. Эта форма подготовки в девять раз превысила бюджетную! За последние три года сокращение приема на гуманитарные специальности, образование и педагогику, экономику и управление на 15 процентов адекватно увеличило подготовку таких кадров на договорной основе. Но если, скажем, человек хочет стать юристом, экономистом или философом, если у него к этому лежит душа, то он денежки за свое образование выложит. А вот станет ли будущий педагог платить за свое обучение с тем, чтобы потом трудиться на ниве народного просвещения, так это бабушка надвое сказала. Парадоксально, но чиновники от образования не замечают возрастающей потребности в квалифицированных педагогах, которая год от года растет несмотря на то, что вроде бы все места в образовательных учреждениях заняты. Заняты кем? Пенсионерами. Если завтра пенсионеры уйдут на заслуженный отдых, систему образования ждет кадровая катастрофа, однако этот факт, судя по всему, никем не учитывается. Педвузы упрекают в том, что выпускники-де не идут на работу в школу. Но при этом подсчет идет исключительно по школам, никто не дает себе труда подсчитать еще и большую систему дополнительного образования, которая потребляет большое количество выпускников педвузов, системы Министерства внутренних дел и Минюста, словом, государственная статистика нынче похожа на страуса, который прячет голову в песок и не видит очевидного. Странно еще одно обстоятельство: сфера образования находится в ведении Министерства образования и науки РФ, как и высшие педагогические учебные заведения. Так почему же само ведомство не может провести тщательный анализ, выборочную проверку и установить точное соответствие двух цифр - приема и выпуска? Вопрос этот пока остается без ответа. Вернее, ответ есть, и каждый год он один и тот же - уменьшение контрольных цифр приема на педагогические специальности. Динамика ежегодного снижения контрольных цифр приема по этим специальностям составляет 3-5 процентов.

Скорее всего, дело в отсутствии реально прогнозируемой потребности в дипломированных специалистах по той или иной специальности (и не только в области образования и педагогики). Об этом речь идет уже многие годы, но мало что меняется в образовательном королевстве, которое должно работать вкупе с реальной экономикой. Причем образование к этому готово, а вот экономика никак не проторит дорожку к профессиональному образованию, наверное, потому что позиция потребителя во многих случаях для предпринимателей куда привлекательней, чем позиция социального партнерства. Кстати, отсутствие реальной прогнозной потребности кадров в 2005 году обсудил Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, после чего были даны поручения президента и вроде бы уже разработан в рамках Федеральной целевой программы образования на 2006-2010 годы проект прогнозной потребности на период до 2015 года на федеральном и региональных уровнях в выпускниках образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО по объему и укрупненным группам специальностей и профессий с учетом реальных запросов рынка труда и путей развития экономики. При этом использовалась макроэкономическая методика, основанная на математическом моделировании сложных социально-экономических систем, разработанная Петрозаводским госуниверситетом. В основе этой методики - унифицированный для всех регионов РФ нормативный подход, базирующийся на прогнозе темпов роста экономики и инвестиций по видам экономической деятельности и необходимой для достижения запланированных показателей численности трудовых ресурсов. Эта методика уже прошла апробацию в республиках Саха (Якутия), Карелия, в Томской области, Пермском крае и получила высокую оценку органов исполнительной власти по труду и занятости, также научной общественности. Теперь вопрос в том, когда проект прогнозной потребности в кадрах утвердит Правительство РФ.

А пока с учетом стратегии перехода к инновационной экономике профессиональное образование, по мнению Реморенко, очень активно реагирует на тенденции экономического развития страны. Поэтому в последние годы в вузах сформирована система подготовки специалистов по таким новым программам, как «Инноватика», «Приборы и системы лучевой энергетики», «Металлургия техногенных и вторичных ресурсов», «Квантовая и оптическая электроника», «Биоинженерия и биоинформатика», «Нанотехнологии», «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок», «Фотоника и оптоинформатика». Современное образование также наращивает объемы подготовки специалистов по быстро развивающимся областям экономики. В связи с развитием сферы обслуживания и возросшим спросом на специалистов в укрупненной группе «Сфера обслуживания» объем подготовки возрос с 2000 по 2005 годы в 1,7 раза в ВПО и в 2,2раза в СПО. Также в этот период возросла потребность в информационных технологиях во всех сферах экономики, и это привело к росту общего объема приема на специальности в области информационной безопасности и вычислительной техники в ВПО в 1,5 раза, в СПО - в 1,7 раза.

Что порадовало в выводах коллегии, так это признание положительной роли приоритетного нацпроекта «Образование», благодаря которому укрепляются связи профессионального образования и рынка труда.