Статфакт

В Московском районе Санкт-Петербурга - 126 образовательных учреждений: 42 школы, 72 детских сада, 2 учреждения «детский сад - начальная школа», 3 детских дома, 5 учреждений дополнительного образования. В них работают 6000 работников, из них 4200 - педагогические работники. В школах обучаются 20000 детей, детские сады посещают 8000 малышей. В предстоящие пять лет будет построено 5 детских садов и 2 школы.

- Нет безвыходных ситуаций, - объясняет Людмила Петровна. - Да, бывает минорное настроение, бывает, руки опускаются, но надо на секунду остановиться и подумать о том, что до просвета недалеко. Нужно терпение. Этому, кстати сказать, тоже надо учиться. Когда я стала директором, переживала по каждому поводу, плакала. То есть страдала «синдромом отличницы» - хорошее сделать лучшим. Но это невозможно. Спокойствие, здоровый практицизм, терпеливость приходят со временем и становятся залогом эффективной работы. Если ты работаешь с людьми, возьми за правило: ни в коем случае не выплескивать на них свое настроение, не горячиться. Этим ты сбережешь и их здоровье, и свое.

- Людмила Петровна, на ваш взгляд, управление - это творческая деятельность или рутинная работа?

- Пятьдесят на пятьдесят. Управленец должен быть в определенных рамках, и если говорить о моей должности как госслужащей, то она регламентирована многими вещами, поэтому рутинность - необходимое условие, и в то же время нельзя представить ни одну сферу деятельности без творчества. Без творчества неинтересно. А учительская профессия без него немыслима по определению.

- Легко ли сочетать регламент и творчество?

- Это приходит с опытом. Да, мы постоянно находимся в рамках, определенных законом, но доля свободы, без которой не может существовать творец, тоже присутствует. Как не творчески руководить людьми, чья профессия не представляется без открытий, поиска, роста? Учитель - это призвание. Эта профессия сродни артистической: в класс входишь, как на сцену. Педагогу творчество свойственно, и мы в свою очередь стимулируем его к такому подходу, поддерживаем творческое начало. Конкурс педагогических достижений как раз направлен на то, чтобы учитель продемонстрировал, как он преподносит материал, как добивается качества знаний, как организует интересную жизнь в классе. Наверное, профессионализм и заключается в том, чтобы сочетать две половинки: творческую и ремесленную.

- Но опыт приходит с годами. Вы тоже когда-то начинали. Что помогло состояться вам, как руководителю?

- В жизни каждого человека встречается учитель, на которого он равняется. Всегда перед глазами есть пример, которому хочется подражать. Я очень рада тому, что в двух школах, где я работала, директорами были замечательные, сильные личности. Творческие, строгие, принципиальные, ответственные. Собственно, этим качествам я у них и научилась. И теперь, в свою очередь, когда приходит человек на должность директора, специалиста, я ориентируюсь на то, чтобы он по духу был близок, настроен творчески, исполнителен. Важно, чтобы он органично вписался в команду, где все друг друга понимают и поддерживают, где есть полная взаимозаменяемость. Отпуск или другие обстоятельства не останавливают рабочего процесса. Слаженность и взгляд в одном направлении - это необходимо.

- Команду подобрать, наверное, непросто?

- Да, для этого надо обладать интуицией и определенными психологическими качествами и... желанием учиться. Я стала директором школы в трудные перестроечные годы и, как губка, впитывала все, чему учили, чтобы отобрать для себя самое ценное, что потом пригодится в работе. И одно важное качество вывела еще тогда: это умение выслушать собеседника. К сожалению, учительская аудитория часто грешит нетерпением, то есть педагоги сразу начинают все обсуждать, высказывать свое мнение. Но нужно помнить, что люди очень ценят внимание к своим словам. Руководитель должен уметь слушать и слышать. Я совершенствую это качество в себе и уважаю его в других. Надо также уметь поддержать человека, правильно направить. Значимо, на мой взгляд, для руководителя любого ранга умение структурировать информацию, анализировать ее. И главное, не бояться обращаться за советом. Да, единоначалие - это хорошо, но иногда верное решение приходит после того, как ты выслушал мнения коллег. Мы, например, в нашем отделе образования вместе обсуждаем многие вопросы. Это помогает взгляду не «замыливаться», видеть новые стороны и иные пути. И отсюда вытекает еще одно качество, обязательное для руководителя, - это умение прогнозировать. Мнения и предложения могут быть самыми различными, реальными и фантастическими, но важно рассмотреть за ними результат.

- Давайте коснемся непосредственно динамики развития системы образования района.

- Ее можно охарактеризовать как стабильную. У нас нет резких взлетов и падений, а есть серьезная, стабильная работа. Как приоритетный мы определили кадровый вопрос. Из всех районов Петербурга наш - самый старый: в нем большое число пенсионеров. Конечно, это не могло не сказаться на системе образования. Но ротация кадров - процесс неизбежный. Заслуга нашего района в том, что мы подошли к этой проблеме осторожно. Первое, что сделали: сверстали кадровый резерв руководителей образовательных учреждений. Побеседовали с каждым из них. И начали учить. Потому что в нынешней ситуации, когда каждое образовательное учреждение работает в рамках финансово-хозяйственной самостоятельности, руководитель - это прежде всего менеджер, и функции на него возлагаются иные, чем были пять-десять лет назад. Поэтому мы обучили наш резерв на различных курсах, в том числе экономической направленности. Постепенно шла работа по обновлению состава директоров. Не скажу, что это был легкий процесс, но он длился три года, и за это время было проведено очень много бесед. И в основном мы находили понимание. Сегодня в районе немало творческих директоров от 30 до 40 лет. Их опыта еще недостаточно, но это дело времени.

Вообще кадровый вопрос я бы поставила на первое место. Здесь нужна кропотливая работа, а не авторитарный метод, нужно прогнозировать ситуацию, видеть будущие кадры. Причем очень важна поддержка руководителей образовательных учреждений. Им на местах лучше видно, кто способен стать преемником. Кстати сказать, в последнее время это стало традицией: внедренных руководителей очень мало, коллективы предпочитают сами выращивать кадры. Таким образом, снимается болезненность процесса.

На второе место я бы поставила проблему коммуникативной культуры педагогических работников. Я за то, чтобы учитель был корректен с учениками и родителями, а руководитель - с педагогическим составом.

- А сейчас корректности недостает?

- С изменением ситуации в стране - расслоение в обществе, падение престижа многих профессий, экономический спад, потеря ценностных ориентиров - изменилось отношение некоторых учителей к родителям и ученикам. Детей начали чаще обижать. В начале моей деятельности, а я возглавляю отдел образования уже семь лет, поступало множество жалоб от родителей. Этой проблеме пришлось уделять много времени, говорить о том, что времена меняются, но базовые ценности остаются, что важно не столько знание предмета, сколько интонация, с которой эти знания преподносятся. На районной августовской конференции «Творчество. Культура. Успех» шел разговор, каким дети видят учителя. И я приводила пример из сочинения девочки-шестиклассницы, пусть наивный, но обобщающий мнение ребят. Она писала, что хочет, чтобы учительница была хорошо одета, ходила на высоких каблуках и непременно улыбалась. В школах дефицит приветливости. Однако сегодня благодаря проделанной работе отношения между учителями и учениками начинают строиться на основе взаимного уважения. И что показательно, в отдел образования начали приходить письма с благодарностями в адрес как руководителей образовательных учреждений, так и учителей.

Продолжая список важных вопросов, я на третье место поставила бы обеспечение учебного процесса. И для детей, и для взрослых должны быть созданы комфортные условия. И прежде всего это касается материально-технической базы. В этом отношении нам очень серьезно помогает и администрация района, и правительство города. Разработаны различные программы для поддержки материальной базы образовательных учреждений. В частности, наши школы постройки 1960-х годов, когда-то сильно обветшавшие, наконец приобретают нормальный вид. Сегодня у нас отремонтированы туалеты и спортивные залы во всех школах. Все инженерные сети приведены в порядок, заменены кровли, оконные рамы, двери, полы. И этот процесс продолжается. Причем стали традицией ежегодные встречи с руководителями образовательных учреждений, на которых я рассказываю, каков бюджет района, как он расходуется, как планируется. Задача директоров, в свою очередь, объяснить своим коллективам, как составляется и как расходуется бюджет учреждения. Эта практика чрезвычайно эффективна, поскольку каждый работник учреждения становится активным участником процесса. Не варится в собственном соку, заботясь только о своем узком интересе, но понимает и выстраивает приоритеты, пути развития, обращает внимание на нужды коллег. Такой подход способствует созданию единой команды.

- Людмила Петровна, часто управленцы жалуются на засилье документации.

- Сегодня выходит много законов, постановлений, методических указаний, поэтому без документации не обойтись. Здесь важно, опять-таки, информацию структурировать, развести по направлениям, правильно распределить обязанности между специалистами и наладить грамотный контроль за исполнением. В этом профессионализм руководителя.

Санкт-Петербург