Базовая школа

В шесть лет ребенок попадает в так называемую Grundschule (базовую школу), где остается в течение четырех лет. Обычно это районная школа, находящаяся недалеко от места жительства ребенка. Родители могут также отдать детей в аккредитованные органами образования частные школы либо в приходские школы с религиозным уклоном. Есть и коррекционные школы для детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов. По описанию предметов, школьной программы, распорядка дня понятно, что Grundschule - это начальная школа.

В течение четырех лет все дети получают одинаковую подготовку, проходят тестирование, по поводу которого не первый год ведутся споры. Согласно результатам, показанным школьниками по окончании начальной ступени обучения родному языку, началам математики, дети десяти лет и их родители оказываются перед выбором, в какую школу идти дальше. Многие считают, что нельзя делать выбор, который может оказаться определяющим, в таком раннем возрасте.

Около половины детей, окончивших базовую школу, поступают в Hauptschule, буквально «головную школу». Это явно средняя ступень школы, которая продолжается шесть лет. В ней идет обычная школьная программа по базовым предметам - математике, родному языку и литературе. Сегодня все чаще иностранный язык и информатику изучают начиная с младших или со средних классов. Кроме того, в средней школе может проводиться обучение будущим профессиям, ремеслам. Затем в зависимости от пожеланий и проявленных способностей подростки попадают в Berufsschule, школу ремесел, или школу первичной профессиональной подготовки. В старших классах средней ступени последние два года ведутся практические занятия, как в профессионально-технических училищах. Как правило, выпускники таких школ не поступают в вузы, а идут работать. Однако при наличии хороших результатов выпускники училищ могут поступать в вузы. Есть также Realschule, «реальная школа», где учатся дети, показавшие незаурядные способности в бизнесе и технических направлениях. Таких примерно 25 процентов от общего числа детей, окончивших начальную школу. Основное направление, или профиль, они выбирают в старших классах средней ступени.

Около трети детей, те, кто показал высокие результаты на экзаменах за начальную школу, поступают в гимназии. Их ждет девятилетний курс обучения, после чего они получают аттестат зрелости и могут поступать в университет. Если традиционно в немецких гимназиях преобладало профильное обучение, то сейчас у школьников появился больший выбор. Они могут посещать предметы своей группы как обязательные и заниматься еще несколькими предметами по выбору. Однако ни в одной школе нет 16-17 обязательных предметов, независимо от выбранного профиля, как у нас. По окончании школы учащиеся гимназий сдают Abitur exam. Обычно экзамены письменные и предполагают написание эссе по предмету, а также решение задач. Немцы не считают тестовые экзамены объективным показателем знаний ученика. Свидетельства о сдаче экзаменов подаются в избранный подростком вуз, который принимает выпускника школы на соответствующий факультет без вступительных экзаменов.

Общеобразовательная школа

С 1960-х годов стало появляться все больше Gesamtschulen, то есть общеобразовательных школ. Вместо того чтобы придерживаться традиционного деления школьной системы на три ступени, начальную, среднюю и старшую, многие родители и педагоги выступали за то, чтобы все три ступени существовали под одной крышей. Длительные дебаты о том, когда надо делить детей по интересам и способностям, стоит ли проводить такое деление вообще или лучше ввести всеобщее обязательное школьное образование, одинаковое для всех, ведутся и сегодня. Специфика Германии заключается в том, что наряду с федеральными законами и постановлениями, равно как и вместе с федеральными органами образования, в каждой земле существуют свои порядки. Именно региональные органы образования определяют содержание программы обучения, устанавливают стандарты. Если семья переезжает из одной земли в другую, даже из одного города в другой, родители могут столкнуться с проблемой, которую им предстоит решить самим. Не только учебники - все может оказаться совсем иным. Однако в целом любая школьная программа рассчитана на самостоятельное усвоение. Учителя не занимаются репетиторством. Вопрос о том, кто за что отвечает, похоже, в Германии давно решен. Школа несет ответственность за образование. Воспитанием детей занимаются родители, они же реально несут ответственность за успеваемость. Если ребенок плохо сдал экзамены за какую-то ступень школьного образования и не попал в бесплатную государственную гимназию, родители могут отдать его в частную школу. Как во многих странах мира, в Германии готовят школьников к самому разному профессиональному будущему. Далеко не все выпускники стремятся поступать в вузы. «Натягивать» оценки никто не будет, поэтому ребенок с детства знает: что наработал, то и получил.

Распорядок дня и правила поведения

Школьный день обычно начинается рано, в 7.30 - 8.30. Уроки ведутся блоками, два-три периода по 45 минут, с перерывами в пять минут. Затем перерыв двадцать минут, потом еще два-три блока. Начальная школа заканчивает уроки к полудню. В средней и старшей школе учебный день продолжается до 13.30-14.00. Если есть внеклассные занятия, кружки, спортивные секции, школьники обедают в школе. Школьной формы как явления нет, хотя существуют некоторые ограничения в одежде. Дети одеваются достаточно скромно. Джинсы, кофты и свитера. Никаких декольте. Косметики очень немного, украшений почти нет. Обнаженные спины и животы, равно как и брюки, висящие на бедрах, среди девочек не приняты. В некоторых школах можно купить футболку и толстовку со школьной символикой. В начальной школе их приобретают не только для детей, родители, активно участвующие в школьной жизни, надевают такую одежду, выезжая с детьми на экскурсии, в походы.

Телесное наказание в немецкой школе отсутствует, но есть определенные меры воздействия на учеников в зависимости от проступка. Учитель может оставить школьника после уроков и дать какое-либо задание. Однако любые занятия после уроков, помимо наказаний, - дело сугубо добровольное. Дети занимаются рисованием, лепкой, играют в школьном театре, выпускают школьную газету, посещают спортивные секции, работают над интернет-проектами под руководством учителей. Любая развивающая способности ребенка деятельность не просто приветствуется, труд учителя всегда оплачивается.

«Забытые» слова

Недавно мне довелось неделю провести в Германии. Гуляя по Аахену, я присела отдохнуть на скамейке перед театром среди цветущих кустов роз. Рядом устроились двое ребят, которые бурно обсуждали что-то очень важное. Слова Englische Lehrerin, Morgen и Dialog, громко повторенные не один раз, помогли мне понять, что происходит. Учительница английского языка задала на завтра задание - составить диалог. Но ведь каникулы только что кончились, как вспомнить то, что учили весной?! Да и вообще, кто задает домашнее задание в первый день занятий! Посмотрев на унылые лица, я не выдержала и сказала в паузу: «You speak English, don’t you?» («Вы говорите по-английски, не так ли?») Поначалу Отто и Дитер очень смутились, однако тут же заговорили по-английски, перебивая друг друга. Возникла мотивация, пошла активизация «забытых» слов. Мы поговорили, мешая немецкие и английские слова. Составили и тут же записали диалог, я уверила ребят, что ошибок в нем нет. Согласилась с ними: конечно, в выпускном классе уже смешно выполнять задание на тему «Как я провел летние каникулы». С другой стороны, они уже совсем взрослые, могут рассказать много интересного. Потом Отто и Дитер проводили меня к вокзалу, именно там нашелся киоск, где продается международная пресса. По дороге они без перерыва болтали по-английски, а прощаясь, спросили меня, можно ли им вставить в диалог фразу о встрече с учительницей английского языка из другой страны. Мы расстались друзьями.

Новосибирск - Аахен - Новосибирск