По словам директора Федерального института развития образования Фариса Харисова, идея подобного диспута возникла благодаря вступлению в силу Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования». Именно узаконенный всеобуч подтолкнул научное образовательное сообщество, экспертов и федеральные органы власти к разговору о том, какие следует определить требования к управлению системой предоставляемых образовательных услуг.

Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко подчеркивает, что самые амбициозные замыслы в области национального проектирования реализуются именно на муниципальном уровне.

Эффективность образовательной политики зависит от того, каким будет результат столкновения разных позиций. В связи с этим, по мнению Реморенко, можно предположить, что прогнозирование результатов реализации ПНПО также должно строиться с учетом мнений участников национального проекта. А за каждым из них - своя правда, свой собственный опыт и взгляд на ситуацию.

Сегодня, по словам Игоря Реморенко, фактически оформились три базовых направления реализации национального проекта.

Первое - это, безусловно, поддержка лидеров.

Основных результатов от этого аналитики ожидают тогда, когда наконец механизмы вовлечения лидеров в образовательную политику и в управление образованием заработают в полную мощь.

Другое направление национального проектирования Реморенко обозначил как латание дыр. Оно предполагает централизованное, осуществляющееся с федерального уровня удовлетворение наиболее острых потребностей образовательных учреждений: поставка школьных автобусов, учебного оборудования, подключение к интернету. Но если проблемы с оснащенностью таким образом кое-как решить еще можно, то индивидуальные потребности издалека не удовлетворишь, здесь необходимо непосредственное знание нужд и сложившейся ситуации.

Третье направление стало проявляться в нацпроекте только с 2007 года, и Реморенко обозначил его как «деньги в обмен на обязательства». К нему Игорь Михайлович отнес не столько поддержку лидеров, сколько тех, кто готов осуществлять пусть и непопулярные изначально, но крайне значимые в целом для социальной сферы реформы. А это, в частности, касается поддержки регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.