В Швейцарию на работу

SMS-учитель

Горные духи даже самого высокого ранга, оказывается, тоже могут быть очарованы красотой. Это становится очевидно любому четверокласснику после урока чтения у Екатерины Пологутиной, учителя начальных классов из Пестово Новгородской области. «Отвергнутая любовь» - так называется красивая сказка Отфрида Пройслера о страшном горном духе и принцессе Хедвик, в которую он безответно влюбился. В чем, в чем, а в любви челябинские третьеклассники разбираются, как завзятые профессионалы:

- Любовь в жизни горного духа случилась нечаянно...

- Но он не должен был неволить Хедвик, ведь она его не любила!

Для Екатерины Александровны главное, чтобы на уроке ребята начали рассуждать - так делают первые шаги к серьезному анализу текста, который их ожидает через несколько лет. Чтобы было не страшно отвечать, у учителя в запасе наводящие вопросы. Проходит 5 минут от начала урока, и четвероклассники забывают о чужих, зрителях, бесцеремонно нарушивших покой их класса, они полностью поглощены важнейшим вопросом: что же такое настоящая любовь?

В это время на сцене Дворца культуры Александр Машуков, филолог из Челябинска, пытается ответить на другой вопрос: «Что нужно, чтобы научить творить детей?» Пусть не как Бунин, но на примере его творчества. «Муранский шлях» - произведение небольшое, в нем всего 66 слов. Какие исторические или литературные ассоциации возникают у вас при знакомстве с текстом? В чем заключается бунинское понимание взаимосвязи человека и мира, его философия жизни и творчества? Литературная мастерская потому и называется мастерской, что ребята, изучая классику, могут здесь придумывать свое. Наверное, высшее предназначение учителя - разрешить ребенку творить самостоятельно. Именно разрешить, показывая образцы, поощряя и ни в коем случае не насмехаясь. Интересно, что другой литератор из Магнитогорска Челябинской области Галина Измайлова переписывается со своими ребятами SMS. Необычно, что она выходит на мастер-класс и берет в руки мобильный телефон, будто собирается позвонить... Фантастично, что в телефоне у нее - стихотворение, которое написала ее ученица, и что стихотворение это в SMS-сообщениях.

Золотоносные жилы

Любой уважающий себя кладоискатель знает город Миасс, что расположен в верхней части бассейна реки Миасс у озера Тургояк. Неподалеку от города расположен Ильменский заповедник, основное его богатство - минералы, их здесь свыше 260 наименований. Из-за многочисленных золотоносных жилок заповедника Миасс еще называют городом в золотой долине. Здесь учителя года давали уроки в школе №20, а потом и мастер-классы на сцене городского Дворца культуры. К учителю французского языка из Рязани Екатерине Филипповой на сцену поднялся ученик - Михаил Энгельман, директор городского управления образования. Поднялся и сорвал урок... А точнее - смех у зала, когда вместо положенной фразы-просьбы таксисту «Аu theвtre, s’il vous plaоt» (довезите меня до театра) заявил: «Мonsieur, je ne mange pas six jours» (месье, я не ел шесть дней). Екатерина Алексеевна не растерялась. Двоечник со стажем, а Михаил Александрович в школе учился не на «отлично», для учителя года - все равно что для джазмена импровизация, главное - знать нотный стан и владеть саксофоном.

Последняя точка на карте путешественников - город Чебаркуль, родина известного кинематографиста Сергея Герасимова.

Учителя музыки из Санкт-Петербурга Дмитрия Рытова третьеклассники из четвертой школы ждали с нетерпением. В Челябинской области Дмитрий Анатольевич частый гость, и про ансамбли народных инструментов, которые Рытов создает за один урок из класса неподготовленных ребят, наслышаны не только взрослые.

Три напряженных рабочих дня позади, школа учителей года завершила свою работу. Аэропорт Баландино города Челябинска принимает уставших учителей. Позади - Швейцария, впереди - опять рабочие будни. А между ними краткий миг отдыха - великолепные виды на горы Урала.

Фото Елены ПАХОМОВОЙ

От неба в подарок

рассвет принимаю

И, свежий в охапку

поймав ветерок,

Целую его, а потом

отпускаю,

Бегу по росе босиком

со всех ног.

А солнце щекочет

чумазые пятки

И волосы гладит,

и нежно поет.

Влетаю в дубраву

(играю с ним в прятки).

Как думаешь: кто кого

первый найдет?

В тени густых крон

тихо между деревьев

Ступаю вперед я,

притихшая вдруг,

Забыв о проказах своих,

развлеченьях,

Вдыхаю лесного

спокойствия дух.

А солнце, похоже, по мне

скучает,

Все реже, отчаянней

светит вокруг.

А я, позабыв об игре,

наблюдаю,

Как ловко плетет

паутину паук.

В душе улыбаясь,

я с лесом прощаюсь.

И солнышка лучик

счастливый ловлю,

И домик знакомый

я взглядом встречаю,

И ножки свои снова

я тороплю.

А в домике том кто-то,

нежась в постели,

Потянется сладко,

смахнув рукой сон.

Ему расскажу я, как

с солнцем летели,

И от паучка передам

я поклон.

Но локон с лица отодвинув

небрежно

И словно хлестнув

по щеке любовь,

Он мне отвечает

небрежно, но нежно:

«Ты знаешь, а я не люблю

пауков».

Надежда ЕВСЕЕВА, выпускница школы №56 города Магнитогорска; учитель - Галина ШМАЙЛОВА

  • Любовь в жизни горного духа случилась нечаянно?.. На уроках у Екатерины ПОЛОГУТИНОЙ четвероклассники рассуждают о любви, как повидавшие многое взрослые