Наиболее удобным техническим решением для презентации УМП и проведения занятий в рамках программы «Обучение для будущего» можно считать использование интерактивных досок Smart Board. Это устройство сочетает в себе простоту обычной маркерной доски и возможности самого современного компьютера.

Для работы с такой доской не требуется специальных навыков и знаний. Спроецировав на нее изображение «рабочего стола», пользователи получают возможность управлять компьютером легким касанием поверхности доски. А с помощью маркеров можно делать соответствующие исправления, пометки, записи и сохранять их. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу работа с интерактивными устройствами Smart удобна и проста даже для начинающих. Это играет огромную роль в подготовке, демонстрации и использовании УМП.

Как показала практика, при проведении учебных занятий и подготовке модулей важно показать все возможности созданного курса, заинтересовать учеников. А с помощью интерактивной доски можно делать записи, рисунки, пометки прямо по ходу демонстрации модуля, что помогает сконцентрировать внимание на демонстрируемом УМП. Ускоряется подача материала, ведь на досках Smart можно проецировать видеоизображения, причем как в динамике, так и в статике, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять соответствующие записи.

Любой фрагмент текста, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. При этом можно затемнить часть экрана и, когда нужно, показать его полностью.

Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые помогают ученикам сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор», можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Страницы УМП можно листать в любом порядке, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не поняли.

На первых занятиях по программе преподаватель показывает группе реально разработанные и используемые в преподавательской практике учебные проекты, размещенные в электронном пособии и на сайте программы (www.iteach.ru). Использование интерактивной электронной доски Smart Board обеспечивает максимальную наглядность, что очень важно в обучении. Преподаватель поэтапно с помощью инструментов интерактивной доски проходит весь курс, демонстрируя все элементы, входящие в электронное пособие.

Основой образовательной программы является создание собственного электронного, проекта. В его состав входят: веб-сайт, презентация, публикация, критерии оценки, дидактические материалы и многое другое. Использование Smart Board позволяет преподавателям эффективно работать с необходимыми цифровыми и интернет-ресурсами. Предоставляется больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, облегчения процесса коммуникации с аудиторией, занятия становятся более интересными и увлекательными для преподавателей и учеников благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.

Огромную роль играет вовлеченность группы в процесс создания проекта. Курс поделен на модули, в конце каждого из которых создается и демонстрируется проект-публикация ученика или сайт проекта. Преподаватель или слушатель при этом использует интерактивную доску Smart Board, и вся группа имеет возможность, не вставая со своих мест, принимать участие в создании, обсуждении и оценке представленной им части проекта.

В начале каждого занятия проходит демонстрация соответствующей темы презентации. С помощью инструментов интерактивной доски преподаватель шаг за шагом проходит вместе со слушателями весь цикл создания проекта или его части. В любой момент он может остановиться и распечатать необходимый материал, вместе со всеми пометками и записями. Таким образом, отпадает необходимость в постоянном конспектировании материала.

В конце обучения каждый из слушателей защищает свою работу - созданный им УМП. Защита проходит с использованием тех же инструментов интерактивной доски, что использовались во время прохождения учебы. При этом ученики могут провести презентацию своего проекта так же красочно и наглядно, как и преподаватели.

Авторы программы Intel «Обучение для будущего» предлагают использовать проектный метод для разработки учебных модулей как в вузах, так и в начальной и средней школе, где необходимо сначала заинтересовать учеников, увлечь их предполагаемым предметом. Использование интерактивных технологий дает возможность будущим ученикам, на которых рассчитан проект, стать не просто слушателями, а непосредственно участниками действия.

Все компоненты программы можно рассматривать как элементы разработанной и апробированной модели организации обучения педагогов и студентов современным педагогическим и информационным технологиям. Разумеется, что они приносят результат только при системном, четко простроенном взаимодействии всех ее участников.

Мария БЕРЕЖНАЯ, программист музеев Московского Кремля