С 2005 года в логопедической работе учителей-логопедов школ Калининграда используется «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», разработанный по заказу Управления образования администрации Калининградской области. Созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере», известного еще с 1993 года, он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи.

В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Занятия проводятся как индивидуально, в кабинете логопеда, так и в группах, в школьном компьютерном классе. Минимальные технические требования для этого достаточно просты: процессор Pentium 133, оперативная память 64 Мб способствуют использованию практикума даже на маломощных компьютерах.

Еще одна особенность практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста.

Для подготовки занятий используется учебное пособие «Сборник дидактических материалов». В него включено пять разделов:

подготовительный;

восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

восполнение пробелов лексико-грамматического развития;

восполнение пробелов в формировании связной речи;

развитие индивидуальных качеств учеников.

Такое построение материала совпадает с основными направлениями работы логопеда.

Уже на подготовительном этапе наряду с упражнениями по освоению начальных навыков на компьютере можно использовать задания для развития внимания и зрительной памяти, комбинаторного мышления, выделения гласных и согласных звуков. Игры практикума позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию пространственных представлений (право, лево, верх, низ). Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере.

Упражнения вида «продолжи узор», «найди пары», «найди фигуру», «заполни квадрат» уже несколько усложнены и способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Этот вид заданий занимает немного времени (от одной минуты до трех минут) и может быть использован для поощрения учеников или в качестве разминки.

В качестве основных достоинств практикума, которые, на наш взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;

деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

благодаря компьютеру в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости;

у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.

Успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. Позитивное отношение к различным формам работы с компьютером приносит удовлетворение, причем как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию таких личностных черт, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность и прочих. Впоследствии такие важные качества переносятся и в другие области жизнедеятельности.

Виктор ВАРЧЕНКО, доцент кафедры образовательных технологий Института современных образовательных технологий РГУ им. И.Канта; Александра ЛАРИНА, учитель-логопед лицея №17, детсада №77

Калининград