Стремительное обновление технологий связано с дискуссией 90-х годов о кризисе образовательной системы, согласно которой технологические знания стареют так быстро, что порой теряют свою актуальность к концу вузовского обучения. Иной аспект касается фундаментальных знаний о методологическом решении проблем, развитии методологий, о факторах, ограничивающих возможности этого развития. Эти знания не стареют, а накапливаются, пополняются, отражая изменения реалий жизни. Обычно они включаются в базовые учебные курсы.

Прямое влияние на структуризацию образования по информатике оказывает также рост объема профессиональных знаний. Возрастает разрыв между лавинообразным ростом знаний и когнитивными способностями человека в постижении этих знаний.

Ситуацию осложняет тот факт, что в ходе информационной революции произошло изменение смысла и содержания труда профессиональных прикладных программистов.

Для вычислительных задач с формализованной предметной областью типичное распределение усилий программиста всегда определялось следующими пропорциями: 10 процентов - постановка задачи, 10 процентов - проектирование, 80 процентов - кодирование и отладка. Но сейчас подавляющее большинство (до 90 процентов) заказов на рынке программ связано отнюдь не с вычислительными задачами, а с информационными системами, которые обеспечивают хранение, мультиобработку и передачу данных.

Изменение «структуры труда» программиста влияет на переосмысление некоторых целей и содержания обучения. В наши дни прикладной программист - это прежде всего постановщик неформализованных задач и во вторую очередь - инженер-конструктор. В сложившейся практике создания подобных систем вся тяжесть проблемы начальной формализации предметной области обычно ложится на программиста. Принципиальная сложность формализации слабоструктурированных задач связана с учетом слишком большого числа факторов, влияние и значимость которых меняются непредсказуемым образом.

Преодоление этой проблемы стало возможным с появлением «персональных вычислений». Компьютер как простой, удобный и понятный станок обработки информации помогает пользователю выделить формальную компоненту из его индивидуальных профессиональных знаний.

Выражение академика Андрея Ершова «Программирование - вторая грамотность» обретает новую актуальность. Идет процесс демократизации научного творчества. Будучи элементом системы «человек - компьютер», пользователь решает интуитивно нагруженную часть производственной задачи, а машина - формально-логическую. Появившийся в связи с этим термин «интуитивное программирование» подразумевает технологическую поддержку пополнения пользователем хранилища профессиональных знаний и расширения способов оперирования этими знаниями.

Очевидно, что массовость «персональных вычислений», демократизация научного творчества должны поддерживаться не только информационными технологиями. Перед наукой, образованием, производством стоит интереснейшая задача создания и развития культуры использования компьютеров в быстро меняющемся мире. Она должна включать не только этику деятельности людей, но и этику действий компьютеров, обретающих все большую самостоятельность.

Надо сказать, что такая культура, как сумма действующих практик и этических ценностей, конечно же, существует. Но ее проявления фрагментарны и подчас сводятся только к правовым нормам. Необходим системный подход и выстраивание «междисциплинарных связей» самых разных отраслей деятельности.

Взаимодействие науки

и образования

Целесообразность подобного взаимодействия в области информатики можно наблюдать на примере сотрудничества институтов Сибирского отделения РАН и Новосибирского государственного университета (НГУ).

Прежде всего это взаимовыгодное партнерство по подготовке высококвалифицированных кадров, использующее уникальные возможности Академгородка. Система воспроизводства кадров работает по восходящей спирали. Научные сотрудники академического института преподают в университете, осуществляют научное руководство квалификационными работами. Лучшие выпускники НГУ со способностями к исследованиям, с высоким творческим потенциалом становятся научными сотрудниками. Набрав исследовательский опыт, они приходят преподавать в НГУ.

Второй момент сотрудничества - обеспечение высокого уровня и качества образования. Члены академических научных школ по информатике участвуют в разработке учебных планов, программ курсов по базовой и специализированной подготовке. Академические институты стали площадкой прохождения дипломирования. Как правило, результаты студенческих работ имеют реальную значимость и полезность.

Отметим, что в НГУ более десяти лет осуществляется обучение по модели непрерывной подготовки «школа - колледж - вуз». Этот совместный проект Высшего колледжа информатики (ВКИ) НГУ и факультета информационных технологий (ФИТ) разрабатывался при участии научных сотрудников институтов СО РАН. Его отличительные особенности - активные формы обучения, нацеленность на раннюю профессиональную ориентацию, индивидуальный подход к обучению, возможность получить различные специализации в информатике на разных ступенях обучения.

Институт систем информатики (ИСИ) СО РАН и НГУ совместно создают систему дополнительного образования по этому направлению. Действуют и развиваются проекты по очному и дистанционному обучению - от курсов переподготовки до второго высшего образования. Разрабатываются методики активных форм обучения, информационные технологии, поддерживающие учебный процесс, сервис инфраструктуры образовательных проектов. Главная задача системы непрерывного профессионального обучения - создание условий и возможностей для получения специальных, углубленных, а подчас уникальных профессиональных знаний.

Система поддержки талантливой молодежи

Она включает множество проектов по целому ряду направлений.

1) Летние школы юных программистов.

Коллектив ИСИ СО РАН при поддержке Президиума СО РАН и НГУ воссоздал в новых экономических условиях механизм Летних школ юных программистов (ЛШЮП), зарекомендовавший себя как весьма эффективная, предельно привлекательная для школьников и студентов форма быстрой профессионализации в области программирования. Ее важная особенность - проявление и поощрение способностей к творческой работе в команде над интересными проектами.

Механизм ЛШЮП смыкается с олимпиадным движением, конференциями и системой воскресных, дистанционных, заочных и вечерних школ по информатике для старшеклассников, позволяющими выявить наиболее мотивированных участников обширного региона Сибири.

2) Олимпиады по программированию для школьников и студентов.

Олимпиадная деятельность НГУ и ИСИ СО РАН представляет собой стабильно развивающуюся программу, включающую множество проектов и мероприятий. Как форма усиленного и интенсивного обучения информатике олимпиада выполняет очень важные социальные задачи: привлекает лучших студентов к высококвалифицированной работе в научных школах и к наукоемким задачам ИТ-индустрии; сокращает время адаптации выпускников вузов на рабочих местах; выявляет и поддерживает развитие одаренной молодежи на разных уровнях обучения; является учебно-экспериментальным полигоном в области особо сложных разделов программирования и использования активных форм обучения, а также повышает качество образования.

К основным проектам олимпиадной программы относятся:

подготовка и проведение Открытой Всесибирской олимпиады имени И. В. Поттосина*;

подготовка к участию и участие команды НГУ и других вузов Новосибирска в различных олимпиадах по информатике, в том числе в самой престижной международной олимпиаде АСМ по программированию;

методическая разработка содержания и форм усиленных занятий и тренингов по информатике, решению задач повышенной сложности, требующих нестандартных, изобретательских подходов;

разработка и ведение информационного обеспечения, поддерживающего организационную структуру олимпиадной деятельности;

разработка и использование информационных технологий, поддерживающих проведение олимпиады.

3) Научные конференции для студентов и школьников, включая конференцию-конкурс «Технологии Microsoft в теории и практике программирования».

4) Проекты по информатизации организации учебного процесса, использованию информационных технологий в учебном процессе.

Совместно с ФИТ НГУ ведется разноплановая работа по формированию системы дополнительного дистанционного образования в партнерстве с Интернет-университетом информационных технологий. Она включает в себя как разработку авторских курсов, так и реальное преподавание. При поддержке НФПК инициирован проект Заочной школы информационных технологий.

5) Переподготовка учителей информатики.

Компьютерная культура

Все перечисленные формы работ не новы. Новизна возникает при объединении разных проектов в программу сотрудничества науки и образования, в наполнении учебного процесса новым содержанием, в создании механизмов поддержки проектов и механизмов развития, отвечающего изменяющимся потребностям окружающего мира.

Эффективную систему подготовки кадров невозможно представить без участия высокотехнологичных компаний. Конечно, наличие преподавателей из сферы ИТ-бизнеса - серьезный стимул к модернизации основных учебных курсов, которые должны соответствовать разумным запросам сложившегося рынка труда. К сожалению, опыт взаимодействия бизнеса и образования еще только складывается, поэтому наряду с положительными существуют и отрицательные примеры.

Взаимодействие науки и образования служит не только целям усиленного обучения информатике и привлечению талантливой молодежи. Выполняются важные социальные задачи - популяризации компьютерных знаний, увеличения престижности науки, образования, повышения компетентности и творческого потенциала создателей и пользователей информационных технологий.

Подобные интегрированные с образованием проекты формируют новую компьютерную культуру, превращаясь в островки ее стабильного развития, органично встраиваются в современную концепцию устойчивого развития общества.

Татьяна ВАСЮЧКОВА, заместитель заведующего кафедры ФИТ НГУ

Лидия ГОРОДНЯЯ, старший научный сотрудник ИСИ СО РАН, доцент НГУ

Михаил ЛАВРЕНТЬЕВ, декан ФИТ НГУ

Александр МАРЧУК, директор ИСИ СО РАН

Татьяна ЧУРИНА, старший научный сотрудник ИСИ СО РАН

Новосибирск