Первый режим - «Урок» - начинается с того, что ученик под диктовку набирает на компьютере текст. Возможно, это будет интереснее, чем просто писать в тетради, отвлекаясь от речи учителя. К тому же «электронный педагог» не даст засмотреться в окно в самый непоходящий момент. После каждого набранного слова происходит проверка. Программа «интеллектуально» реагирует на ошибки ученика. Если, например, он забыл проверочное слово, то оно тут же появляется на экране. Если же эта простая и ненавязчивая подсказка вам ни о чем не говорит, можно обратиться к правилу, которое ждет своей очереди, чтобы предстать перед пользователем программы. Только пройдя всех добровольных помощников, можно узнать правильное написание слова.

Следующий режим - «Экзамен». Звучит полный текст диктанта. Ученик прослушивает его, пытаясь уловить в интонации точное написание слов и место знаков препинания. Текст прослушан. Начинается его детальная проработка. Программа озвучивает предложение, ученик «пишет» его на компьютере, а потом еще раз прослушивает, чтобы проверить себя. И так с каждым предложением в отдельности. Наконец последняя фраза закончена. Вновь звучит полный текст - компьютер дает последний шанс исправить ошибку. Неумолимый хронометр торопит: пора проверить написанное. Счетчик запрограммирован на ту скорость набора текста, которую ученик продемонстрировал на предварительном тестировании. Время истекло, программа указывает на неточности.

Пора перейти к «Работе над ошибками» - именно так называется очередной режим. Как же он действует? Оказывается, весьма избирательно. Компьютер не тратит время на рассуждения. Он просто «проговаривает» те предложения, в которых допущены ошибки. Тем самым настойчиво призывая ученика избегать в будущем обидных просчетов. В своих «манерах» электронный друг чем-то похож на учителя.

Последний вид взаимодействия ученика и компьютера - «Словарно-грамматический диктант». Здесь уже совсем другой подход: компьютер произносит ученику не связный текст, а набор словосочетаний. Все они направлены на запоминание конкретного правила. Это очень похоже на привычную работу в школе, только с компьютерной программой интереснее: ученик самостоятельно принимает решение и может многократно прослушать одну и ту же фразу.

Все тексты читает заслуженный артист России Александр Дик. Речь его спокойна и выразительна. Слушая чтеца, можно воочию представить себе картину, описанную в диктанте. Однако, несмотря на актерские краски, голос звучит не только фонетически безукоризненно, но и «методически беспристрастно». Поэтому детям вряд ли удастся уловить подсказки в интонациях и паузах.

Программа устроена так, что с ней могут работать ученики самого разного уровня подготовки. Каждому из них компьютер посчитает количество заработанных баллов и скрупулезно укажет на ошибки.

С помощью этой разработки учитель может наблюдать за тем, как пишет диктант весь класс и отдельно взятый ученик. Для этого на каждого школьника в электронном журнале предусмотрена своя ячейка. Следя за детьми, преподаватель не просто просматривает конечный результат, но и определяет темп работы, уровень усвоения материала, умение общаться с компьютером.

Итоговые оценки можно прокомментировать в классе или послать по электронной почте родителям. А те в свою очередь смогут оперативно и наглядно ознакомиться с результатами диктанта. Тут уж ученикам ничего не удастся скрыть: умная машина предусмотрела все.

Если весь диск «прочитан» и диктантов больше не осталось, можно пополнить компьютерный сборник, зайдя на сайт разработчиков программы. На нем «письменная база» постоянно обновляется. Диктантов хватит на всех!

Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета