Аналогичные разработки существуют и в Магнитогорском государственном университете (МаГУ). При создании таких курсов нами были созданы:

учебно-методический и программный комплексы систем многоуровневых, дифференцированных курсов повышения квалификации работников образовательной сферы в области ИКТ;

единая база методического обеспечения;

материалы по контролю качества обучения по программам курсов;

web-сайт, отражающий деятельность структуры повышения квалификации;

унифицированные методические документы для последующей публикации на web-сайте.

Работа с педагогами школ на курсах повышения квалификации позволила провести социологический опрос, в котором приняли участие 376 человек, с целью выяснения сложностей, которые встают перед педагогами при овладении компьютером. По его результатам наиболее характерные трудности распределились следующим образом:

страх перед техникой;

неуверенность в себе и своих возможностях;

непонимание возможностей практического применения ПК в своей деятельности;

отсутствие специалиста, способного обучить их работе на ПК;

отсутствие доступных учебных пособий по овладению ПК.

При более детальной беседе слушатели курсов поясняли, что просто не понимают речь многих преподавателей, так как те используют специальный сленг: «Мы разговариваем с ними на разных языках», «Без словаря не поймешь». Помимо этого педагоги сталкиваются с тем, что полученные знания не могут сразу перейти в умения и навыки, быстро забываются, а для того чтобы вспомнить, необходимо вновь обращаться к специалистам или уверенным пользователям.

Таким образом, выяснилось, что проблемы педагогов в овладении компьютером можно разделить на две группы: психологические и методические. При этом психологические факторы (страх, неуверенность) слушатели преодолевают достаточно быстро, в то время как отсутствие специальных методических пособий существенно снижает эффект от курсов повышения квалификации.

Между тем те пособия, которые сейчас можно встретить в любом книжном магазине или на рынке (так называемые «самоучители»), имеют ряд существенных недостатков:

они представлены на бумажном носителе, что затрудняет их практическое применение;

содержат большой объем информации и не учитывают психологических особенностей начинающих пользователей ПК;

в них отсутствует индивидуальный подход к обучению;

их практическое применение затруднено, так как они не содержат качественного справочного аппарата и насыщены специальной терминологией.

Все это обусловило необходимость разработки специального автоматизированного учебно-методического комплекса (АУМК) для педагогов школ, который каждый педагог мог бы получить в собственное пользование после окончания курсов повышения квалификации.

Использование такого комплекса в профессиональной деятельности позволяет получить новые знания и направить их в область практической реализации, что создает предпосылки для профессионального роста, а учебным организациям - перейти к новым формам и принципам управления образовательным процессом.

В области техники и технологий АУМК может быть определен как совокупность технических, программных и методических средств обеспечения самостоятельной работы слушателей, направленной на получение и практическое применение актуальных научно-технических, технологических знаний как при очном обучении с использованием учебно-методической литературы и программных средств учебного назначения, так и в режиме удаленного компьютерного доступа к распределенным образовательным ресурсам учебных заведений.

Внедрение АУМК дает возможность человеку самому ставить учебную задачу и выполнять ее. Это воспринимается многими специалистами как одно из наиболее существенных достижений компьютерного обучения. Однако многочисленные опытные данные показали, что если ставка целиком делается на инициативу обучающегося (когда он сам определяет, чему надо учиться), то основные учебные цели, как правило, не достигаются.

Индивидуализация обучения позволяет путем подбора задач добиться полной загрузки во время занятия обучаемых разного уровня успеваемости, а также предоставляет каждому человеку возможность работать в своем темпе. Кроме того, в программах заложены задания разной степени сложности, благодаря чему можно организовать эффективную работу с теми, у которых плохо сформированы необходимые умения.

Разработанный АУМК построен на учете практических потребностей педагогов, индивидуализации обучения и психологических факторов. Эффективная учебная деятельность на основе его применения подразумевает следующие виды учебных действий:

системное восприятие учебной информации в режиме самостоятельного чтения и работы в интерактивных обучающих средах;

выделение учебных понятий;

самоконтроль уровня знаний на основе использования тренировочных тестовых заданий;

действия по обработке информации (графическое кодирование учебного текста, формулирование контрольных вопросов и разработка тестовых заданий);

выполнение лабораторных учебных действий для изучения возможностей программ пакета Microsoft Office и формирования базовых умений;

выполнение тренировочных упражнений по созданию простых документов на основе комплексных алгоритмов учебных действий;

внешний контроль уровня знаний учащихся по результатам выполнения промежуточных и итоговых тестовых заданий;

внешний контроль умений по результатам выполнения практических работ - конструктивных тестов (создание различных документов средствами Microsoft Office по заданию преподавателя).

В систему управления АУМК встроены вариативные пошаговые инструкции для организации самостоятельных учебных действий и необходимые инструменты для самоконтроля и системного анализа учебного процесса. Комплекс обеспечивает изучение курса на одном из трех уровней: минимальном, базовом и углубленном. Вариативность курса обеспечивается гибкостью встроенной системы управления.

АУМК может быть расширен за счет разработки пособий по другим темам курса и факультативным темам. Это позволит индивидуализировать обучение таким образом, что слушатели, имеющие хорошие знания по некоторым темам курса, смогут изучать факультативные темы.

Результаты использования АУМК можно сформулировать таким образом:

1. Повышается интерес к изучению ПК, появляется мотивация овладения и пользования им (стопроцентный контроль по изучаемым темам, оперативная помощь при необходимости, возможность закрепления полученных знаний, формирование навыков в пользовании ПК).

2. Возрастает применение на практике информационных технологий, в том числе гипертекстовых.

3. Обучение становится дифференцированным.

4. Осуществляется индивидуальный подход к слушателям (индивидуальные задания, регулируемая скорость подачи материала).

Апробация комплекса проводилась на курсах повышения квалификации работников образования в области ИКТ на базе Южно-Уральского регионального центра интернет-образования при МаГУ. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка и реализация содержания региональной системы повышения квалификации работников образования в области использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности».

Юлия САПРЫКИНА, старший преподаватель кафедры математики, естественнонаучных дисциплин и методики преподавания МаГУ

Нина КОРНЕЩУК, помощник первого проректора МаГУ, доцент кафедры информационных технологий

Магнитогорск, Челябинская область