Нынешняя федеральная программа модернизации педобразования в какой-то степени стала результатом обобщения регионального опыта. Региональные системы образования в чем-то обогатили, дополнили представления разработчиков. Например, речь на федеральном уровне до сих пор идет о том, передавать педагогические вузы на региональный уровень или нет, а регионы открывают свои педагогические вузы. Яркий пример этого, конечно, Москва, в которой число самых разнообразных городских высших учебных заведений скоро приблизится к десяти. Первым был Московский городской педагогический университет, который дал пример наиболее оптимальной модели регионального педвуза. С самого начала вуз создавал с помощью правительства Москвы и городского департамента особую финансово-экономическую модель. Педагоги вуза стали получать от города надбавки к зарплате, студенты - доплаты к стипендиям. Начиная со второго курса студенты МГПУ сочетают учебу с работой, вуз идет студентам навстречу, составляет удобное расписание занятий, проводит консультации, которые помогают с помощью опытного наставника-педагога найти ответ на многие практические вопросы.

Поскольку к моменту окончания вуза у него уже есть стаж практической работы, разряд присваивается выше, чем обычному молодому специалисту, не имеющему стажа. Первый университетский округ в столице в 2000 году появился на базе все того же МГПУ. Характерной чертой округа стала его четко выраженная педагогическая направленность, а главной задачей - формирование педагога нового качества. С момента создания округа прошло три года, но новизна в работе не исчезла. Она, наоборот, все усиливается год от года, придавая делу ту необходимую инновационность, без которой нельзя обойтись в такой сложной деятельности, как подготовка учителей. Округ МГПУ объединяет один из его факультетов, 7 педагогических колледжей, 39 общеобразовательных, 5 дошкольных и одно учреждение дополнительного образования. Сегодня университетский округ поддерживает самые тесные связи с созданными и создающимися университетскими округами во всех регионах страны - так легче обмениваться опытом. Округ создает такое информационное пространство, которое связывает воедино все учебные заведения и образовательные учреждения, причем это и входящие в комплекс, и не входящие, но имеющие интерес и возможность приобщиться к общему делу и поучаствовать в нем. Такая открытость подкупает и помогает принять эту идею тем, кто еще недавно и представить себе не мог, что возможно соотносить свою деятельность с интересами тех или иных партнеров.

В федеральной программе модернизации педагогического образования чуть ли не в каждом слове «переподготовить», «повысить квалификацию». Понятно, что модернизация средней школы невозможно без грамотных, по-новому работающих и проникшихся идеологией реформирования учителей. Москва это поняла давно, и сегодня в столице выстроена довольно любопытная система переподготовки и повышения квалификации управленцев и педагогов, причем сначала создавали систему переподготовки и переучивания ключевых фигур - управленцев. Управленец на любом уровне должен научиться выстраивать свою экономическую, рациональную модель управления, экономить имеющиеся средства и приумножать их всеми способами (разумеется, в рамках действующего законодательства). Следующим шагом была компьютерная грамотность, которой стали овладевать сплошь все управленцы и педагоги (это тоже было в русле программы модернизации, предполагающей широкое использование информационных технологий в преподавании и управлении), затем создание множества экспериментальных площадок для апробации тех новейших педагогических технологий, без которых немыслима ни модернизации педагогического, ни модернизация школьного образования.