Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:

- Нам принципиально важно было подвести промежуточные итоги работы по строительству Школы будущего в Москве, работы, которая была начата в столице по предложению мэра Юрия Михайловича Лужкова в рамках национального проекта «Образование». В Москве в режиме эксперимента работает 41 школа. Это очень разные школы, с разными традициями, разными концепциями. Вообще все школы, которые ведут новую интересную, содержательную работу, - очень разные. Мы все прекрасно понимаем, что как бы школы ни использовали опыт друг друга или наработки ученых в той или иной области, все равно реализуют все идеи конкретные люди, и это очень хорошо, что к научным наработкам каждый руководитель, педагог прибавляет свои знания, свой опыт, свое видение и свое понимание той или иной проблемы. Встречаясь с директорами, которые работают по проекту «Школа будущего», или с директорами, которые наблюдают, как этот проект осуществляется в городе, все мы, безусловно, понимаем, что, конечно, очень важно, для того чтобы строить Школу будущего, иметь такую школу, как №2030. Причем это важно не только по материально-техническому оснащению, но и по тому, как педагоги этой школы были готовы вступить на путь эксперимента. Но, с другой стороны, мы также прекрасно понимаем, что, конечно, при всей важности материально-технической составляющей очень важна и деятельность педагогического коллектива, то, насколько педагоги той или иной школы сегодня готовы принимать участие в инновационной деятельности, насколько они готовы разрабатывать свои программы, свои подходы к реализации тех задач, которые стоят перед ними. Наблюдая за работой многих лучших столичных школ, мы часто называем их по имени директоров, их возглавляющих. Это происходит не только потому, что директор очень долго руководил этой школой, но и потому, что он вместе со своим педагогическим коллективом смог действительно пустить развитие этой школы по тому направлению, которое было им выработано, наполнено богатым педагогическим опытом за все годы его работы. Конечно, во всех лучших столичных школах все педагогические коллективы очень тесно работают с наукой, тем более что у московского образования нет нехватки ученых-педагогов, тут находятся все российские научные учреждения, с которыми мы все активно сотрудничаем, но и система московского образования в этом плане самодостаточна, у нас есть и свои городские педагогические вузы, научно-исследовательские институты и центры, мы оказываем помощь и регионам, и странам СНГ, проводим совместную работу со многими зарубежными партнерами. Конференция «Школа будущего в Москве» для нас - этапная конференция, потому что мы хотели посмотреть и поговорить о том, на каком этапе мы находимся, что удалось сделать, что на нашем пути было выбрано правильно, а что, возможно, нужно подкорректировать. Проект «Школа будущего» сами учителя стали называть «Мы строим Школу будущего в Москве», и это правильно, так как мы прекрасно понимаем: то, что сегодня может быть в самых сильных школах, получено в этом учебном году, то, что это может стать теми инновациями, которых пока нет больше нигде, кроме Москвы, на следующий год в связи с тем, что учителя довольно быстро впитывают опыт своих коллег, станет массовой практикой, реалиями сегодняшнего дня. А нам в следующем новом учебном году придется делать уже новый шаг. Так работать трудно, но так работать нужно, потому что одна из задач проекта «Мы строим Школу будущего в Москве» - наработка новых технологий, отработка, возможно, в пилотном варианте каких-то предложений ученых на практике и выработка методики для того, чтобы они внедрялись в массовую педагогическую деятельность.

Юрий ГРОМЫКО, директор Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования:

- Обсуждая проект Школы будущего, мы пытаемся предъявить результаты той напряженной работы, которой мы занимались чуть больше года и с помощью которой заняли определенную точку в образовательном пространстве. Думаю, для нас важно оценить, что это за точка, где мы находимся по целому ряду направлений работы, чего нам удалось достичь.

Понятно, что создать школу будущего как некую определенную модель общероссийской национальной, народной школы, которая строится в Москве, за один год практически невозможно. Московское инновационное образовательное пространство мы создавали десять лет до того момента, когда стали получать интересные результаты, но это произошло только через 7-8 лет после начала работы.

Второй очень важный момент, который необходимо иметь в виду: когда мы говорим о школе будущего, о строительстве Школы будущего, о том, как мы строим Школу будущего, важно понимать, что это не только школа, которая когда-то будет, но и школа, которая сегодня учит работать в очень противоречивом и очень сложном будущем, которое нас окружает. Чем раньше ребенок, педагог начнут работать в будущем, тем проще они впишутся в это будущее. Тут мне близок тезис Юрия Михайловича Лужкова об управлении из будущего, так как, на мой взгляд, Школа будущего и строительство Школы будущего - один из таких важных механизмов управления.

Нам нет смысла говорить о наших намерениях, лучше говорить о тех замыслах и о тех проблемах, которые у нас возникли и сложились.

Исходная проблема заключалась в том, что Школа будущего должна состоять из определенных модулей, которые должны быть проработаны: содержание образования, воспитание, создание в основе школы информационной инфраструктуры, но точно так же детско-взрослых общностей и укладов. Точно так же основная идея заключалась в том, чтобы, отработав определенные модули и технологические пакеты, передавать систему экспериментального образования в массовые школы, где интересны и отдельные пакеты, и их совокупность. Что же уже становится понятным?

Школа будущего - это не просто новая школа, а школа, которая формируется на основе самых интересных и лучших школ Москвы, а сам клуб Школ будущего - не закрытая система. Получается, что за каждой школой, если она претендует стать Школой будущего, стоит вполне определенный уклад, основу которого составляет детско-взрослая образовательная общность. Ведь в школе все проникнуто общением педагогов и детей, смысловыми ориентациями, то есть все это укоренено в том особом месте, где это приходится развертывать. При этом школа решает определенные задачи. Это может быть включение детей в социокультурные проекты, социальные лифты, воспроизводство самой общности, которая есть в школе, и так далее. Все эти моменты очень важны и принципиальны.

С моей точки зрения, Школа будущего строится за счет взаимодействия разноукладных школ. При этом Школа будущего - открытая система, любой может в нее войти, но при этом он должен выявить уклад, который хотел бы развернуть и реализовывать.

Основной вопрос - содержание образования и воспитания в Школе будущего. В свое время, когда я в 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, я спросил у моего учителя Василия Васильевича Давыдова: почему в Советском Союзе до сих пор не решена проблема содержания образования, когда у нас есть такие замечательные дидакты в Институте общей педагоги, как Краевский, Линник, Скаткин и другие, Институт методов и содержания образования, Психологический институт и так далее? На это Давыдов сказал так: «Потому что это не абстрактно-академическая проблема, которую ученый может решить в кабинете, это сложнейшая научно-практическая проблема, так как новое содержание образования должно формироваться в укладе определенной школы, и задача заключается в том, чтобы связать дидактику, методику, психологию так, чтобы разработка новых дидактических единиц могла превращаться в новые методы преподавания, а при помощи психологии и антропологии мы могли бы выявлять результат!» На мой взгляд, строя экспериментальное образование в рамках проекта Школы будущего, мы пошли по этому пути.

Идея заключается в том, что для того, чтобы создать инфраструктурные условия для развития Школы будущего, нужно фактически связать три совершенно разных принципа и модуля. С одной стороны, это то, что называется Центром инструкционного дизайна, проектирование новых методических и дидактических средств, когда, например, любой педагог может обратиться к определенной идее, к новой учебной программе и сотрудники этого центра смогут ему помочь сформулировать эти идеи с точки зрения дидактики, с другой стороны, эти дидактические идеи нужно будет перевести в методику, то есть составить сценарий. Потому что одно дело дидактические идеи, а совсем другое - вопрос о том, как это превращено в сценарии учения и обучения, в особые формы взаимодействия педагога и ребенка. С другой стороны, после того, как это будет сделано и начнет реализовываться, возникает вопрос о том, какие возможности и компетентности при этом формируются у ребенка. Возможность связи дидактики и методики, антропологии и психологии в рамках специально работающих центров и есть возможность абсолютно практико-ориентированного, связанного с конкретным укладом школы, с конкретными целостными программами решения задач. Еще один очень важный элемент: поскольку сегодня ребенок находится в информационной стихии, то есть работает с моделями, платформами, используя чаты, ведет постоянные дискуссии по мобильным телефонам, сидит в интернете, у него формируется совсем другой тип сознания, для этого нужны специальные работы, специальные средства, когда ребенка учат использовать информационные системы для получения знаний и работы со знаниями. Таким образом, эти особые модули, которые создаются при работе с конкретными школами и укладами, вполне вероятно могут стать основой оснащения существующих методических центров для того, чтобы возникла новая инфраструктура работы со многими школами. Для нас важно, что построение Школы будущего - не просто создание одной конкретной школы, а складывание инфраструктуры, обеспечивающей формирование такого типа школ.

Следующий вопрос заключается в решении проблемы воспитания. Мы до сих пор сегодня живет в стране, в которой нет общепринятой национальной идеологии. Хотя, на мой взгляд, в Москве такая идеология в последние годы формируется и довольно успешно. Что это означает? Это означает, что целый ряд моментов воспитания встроен в содержание мировоззренческих программ Школы будущего. Самые тяжелые, самые сложные моменты российской истории должен рассказывать наш учитель, в том числе обсудив и беды, и проблемы и создав условия для того, чтобы ребенок мог выработать свою позицию. То есть сегодня это тот вопрос, который пронизывает западную политическую и политологическую литературу, это то, что называется идентичность или самосознание. Вопрос формирования самосознания российской школы, человека, который открыт всему миру, готов понимать любые достижения науки, все то, что интересно во всем мире, но при этом точно знает, что он из России, понимает российскую историю. Это один из важных моментов, связанных с блоком воспитания в Школе будущего, предполагающий связь блока воспитания с содержанием образования.

Есть еще несколько моментов, связанных с воспитанием в Школе будущего. Это воспитание в социальной среде, когда ребенка нужно учить неадаптивной социализации, то есть разработке социальных проектов и дискуссий с управленцами и представителями внешних систем. Это вопрос о связи образования, науки и промышленности в воспитании, в решении которого есть несколько интересных направлений и сложностей, связанных с тем, что должны существовать программы развития не только образования, но и промышленности и науки.

Сегодня нужно говорить о продолжении Школы будущего и клуба директоров Школы будущего. Мне это кажется очень важным; поскольку на нашей конференции присутствовали гости из СНГ, из Великобритании, из Греции, Дании, Китая, может быть, уже пора поставить вопрос о формировании мирового клуба «Школа будущего» на московской основе, по рейтингованию есть много московских директоров, которые могли бы войти в такой клуб и внести свой значительный вклад в развитие Школы будущего, изучить модели Школ будущего, которые есть в мире, и предложить свои модели.

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета:

- Для того чтобы модель Школы будущего стала реальностью, а сама школа эффективно работала, необходимы не только технологические решения, но и подготовка всех участников инновационного образовательного процесса (и прежде всего учителей) к деятельности в новых условиях. Именно такому учителю, тому, каким он должен быть и как работать, должно быть уделено центральное место в строительстве Школы будущего. Учитель в условиях современного информационного общества не может замыкаться в принадлежности только к предмету преподавания, поскольку ни один предмет, будь то физика, химия, география или история, нельзя преподавать без знания периферического инфраструктурного поля.

Московский городской педагогический университет с первых же дней включился в работу над проектом «Школа будущего». Научный интерес сосредоточен сегодня прежде всего на разработке модуля «Подготовка учителя для Школы будущего». Имеющийся в МГПУ кадровый потенциал и опыт реализации ряда крупных проектов (реализация образовательных программ «Информатизация системы образования» по линии НФПК, организация конкурсов «Педагогический дебют», экспертирование работ, представленных на конкурс лучших учителей, а также участие в отборе лучших образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование») позволили выделить два магистральных направления работ в рамках проекта «Школа будущего»: «Разработка программы формирования профессиональных компетенций учителя Школы будущего в системе высшего профессионального педагогического образования» и «Создание модели авторской педагогической мастерской как среды формирования педагога для Школы будущего».

Современный этап развития образования характеризуется становлением наряду с традиционной педагогикой педагогики инновационной. В словарь современного учителя прочно входят такие понятия, как «Школа здоровья», «Школа информатизации», «Школа самоопределения» и так далее. Работа в каждой из этих инновационных школ требует от учителя особых, специфичных компетенций, необходимых для вхождения в образовательную среду. В одном случае это информационно-коммуникационная компетентность, в другом - коммуникативная, в третьем - исследовательская, проектная и так далее. Самые важные составляющие педагогического мастерства невозможно сформировать только в аудитории, по учебникам.

Речь идет прежде всего о том, что уже сегодня сложились все предпосылки для многопозиционной деятельности в образовании. Фактически учитель перестал быть учителем в традиционном понимании. Педагоги проводят тренинги, консультирование, организуют самостоятельную работу учащихся, руководят проектными работами, выступают экспертами в различных отраслях научного знания и пр. Уже сегодня можно выделить десяток различных профессиональных позиций в «учительской деятельности», не вписывающихся в традиционное штатное расписание школы, - это и тьютор, и сетевой администратор, и модератор, и тренер, и гувернер, и разработчик УМК, и так далее. Все это напрямую относится к системе подготовки кадров, поскольку к этим видам деятельности нужно готовить будущего учителя уже в процессе обучения в вузе. Не случайно сегодня создана рабочая группа во главе с заместителем министра образования и науки РФ Исааком Калиной, в которую вошли ректоры московских городских педвузов. Комиссия должна выработать предложения по реформированию высшего педагогического образования.

Эффективность профессиональной подготовки учителя во многом обусловлена тесным взаимодействием с образовательными учреждениями, которое в МГПУ выстраивается по линии научно-исследовательского, научно-методического и практического взаимодействия. К примеру, в рамках Университетского научно-образовательного округа и базовых школ работают экспериментальные площадки по новым технологиям подготовки учителя. Педагоги получают научно-методическую помощь, в свою очередь преподаватели и научные сотрудники университета имеют возможность включиться в образовательную среду школ, обозначить точки роста педагогической науки, наметить пути решения имеющихся проблем. Результаты исследований и научных разработок включаются в содержание учебных курсов, учебников, монографий и передаются в руки студентов - будущих учителей в ходе профессиональной подготовки, а также опытным учителям через систему повышения квалификации.

Непрерывная педагогическая стажировка - первая ступень самостоятельной профессиональной деятельности студента, она дает возможность выявить профессиональную готовность выпускника и его профессиональные компетенции.

Современная концепция формирования учителя новой генерации в университете предусматривает воспитание средствами среды, в которой студент проводит большую часть своего дня. Это не только учебные аудитории, оснащенные современным оборудованием, но и комфортные раздевалки, уютные холлы, столовые, отвечающие самым взыскательным эстетическим требованиям. Если в течение обучения в вузе студент привыкает к хорошей посуде, сервировке стола по всем правилам, высокому уровню обслуживания и питания, то, придя в школу, он будет инициировать достижение такого же высокого уровня, как в вузе. И это лишь один из примеров.

Серьезным инструментом коррекции организации педагогического процесса в университете стал для нас анализ результатов педагогической стажировки студентов пятого курса и постоянный мониторинг деятельности наших выпускников в образовательных учреждениях в первые три года после окончания университета. Это дает довольно интересную картину того, как и чему мы учим в вузе и как и почему встречают студентов и выпускников в школе.

Один из интегральных показателей эффективности профессионального становления молодого специалиста, вхождения его в педагогический коллектив, отношения к работе в целом - удовлетворенность молодого учителя работой в конкретном образовательном учреждении.

Наибольшее число респондентов обеих категорий охарактеризовали эффективность поддержки молодых специалистов в их профессиональном становлении администрации школы как «в достаточной степени».

Руководители общеобразовательных учреждений, принявшие участие в исследовании (февраль 2007 года), характеризуют в целом работу своих молодых коллег следующим образом: 11% - отлично, 60% - хорошо, 21% - удовлетворительно, 1% - неудовлетворительно.

Каких знаний, умений и навыков не хватает молодым учителям? Ответы распределились следующим образом:

в сфере предметного преподавания - 16% (особый акцент был сделан на недостаточную информированность о появлении новых программ, технологий, методических пособий, на проблему в использовании ТСО, наглядных пособий, современных методов и информационных технологий в преподавании).

Каждый четвертый ощутил дефицит знаний в методике преподавания;

в сфере психологических знаний и навыков - 25%.

Данные мониторинговых исследований красноречиво говорят о необходимости перехода от подготовки студентов к урокодательству к формированию педагога, способного к ответственному планированию образовательной деятельности и производству качественных результатов. Несомненно, это потребует от учителя новых компетенций, способности планировать и организовывать инновационную педагогическую деятельность.

Сейчас в университете в рамках работы над проектом отработаны модель педагогических компетенций и механизм их формирования в процессе обучения в вузе, разработаны предложения по проекту профессионального стандарта педагога, написанного на языке компетенций и компетентностей. Предложен проект профессионального стандарта по структуре и содержанию оценочных средств для разных аттестационных уровней - пороговый уровень, средний уровень (уровень опыта) и высший уровень (уровень педагогического мастерства), в МГПУ разработана принципиальная схема организации образовательного процесса, нацеленного на формирование результатов образования как элементов педагогических компетенций и компетентностей; даны определения результатов, кредитов, модулей, предложена классификация результатов и методов их оценки. Уже в этом учебном году начинается апробация программы формирования наиболее актуальных для Школы будущего компетенций в системе профессиональной подготовки вуза на базе нескольких факультетов МГПУ.

Технологию достижения высшего уровня педагогического мастерства университет видит в отработке модели авторской педагогической мастерской.

Для теоретического обоснования, определения содержания и отработки технологий педагогической мастерской 1-3 ноября 2007 года в университете прошел научно-практический семинар «Подготовка учителя для Школы будущего».

В ходе работы «круглых столов» семинара по данной теме было принято решение проанализировать экспериментальную деятельность московских школ и авторских педагогических систем, при непосредственном участии директоров базовых школ университета отработать механизм подготовки учителя через технологию педагогической мастерской. Для этого в рамках проекта разрабатывается новый учебный курс «Инновационная педагогика» для студентов четвертых-пятых курсов педагогических специальностей вуза.

Задачей теоретической части курса станет введение студентов в пространство педагогических инноваций. Предстоит проанализировать и описать основные, сложившиеся в Москве типы педагогических школ, указать истоки их формирования, методологическую базу, организационно-педагогические и научно-методические особенности. Но основное внимание будет сосредоточено на создании авторских педагогических мастерских, включение в которые обеспечит студенту самое полное представление о специфике каждой школы. Предполагается создать банк данных лучших учителей (лауреатов Премии Президента, Гранта Москвы), способных стать педагогами-наставниками, проводниками в мир инновационной педагогики. Именно через систему таких авторских мастерских будет реализована практическая часть курса «Инновационная педагогика». Все теоретические знания будут закреплены на практикумах, проходящих на базе инновационных школ, через включение в педагогическую деятельность педагогов-новаторов.

При участии директоров лучших московских школ проектируется сетевое взаимодействие нашего вуза и школ.

ВНИК университета разработаны организационно-педагогические и методические условия внедрения педагогических мастерских в систему профессиональной подготовки учителя в МГПУ (встраивание в существующий учебный план, подготовка учебно-методического пособия, формирование школьных кейсов).

Для научного сопровождения этой деятельности создана совместная научно-исследовательская лаборатория (МГПУ - НИИ ИСРОО) «Педагогика и инноватика Школы будущего».

Исаак КАЛИНА, заместитель министра образования и науки РФ:

- Я, на удивление, сегодня вдруг понял, что практически со всеми людьми, сидящими в зале и участвующими в конференции, знаком лично. Я даже не предполагал, что это может быть так. Спасибо Москве, что она всегда приглашает министерство на свои интереснейшие мероприятия. И даже спасибо не за сами приглашения нам, а за то, что столица всегда приглашает коллег из других регионов России. Надо сказать, что за последние годы, наверное, любой субъект Российской Федерации может о себе сказать, что он значительно продвинулся в деле образования. У каждого субъекта РФ есть свои образцы работы и то, что коллеги имеют возможность изучать эти образцы друг у друга, это будет выводить эти образцы на совершенно новый уровень, подтягивая за ними всю систему российского образования. Должен признаться, что, приехав на конференцию, я впервые попал в школу №2030 (есть надежда, что приехал в первый, но не в последний раз). Как учитель, как директор школы в прошлом, я очень рад видеть школу, про которую могу сказать: педагогически правильная школа. Наверное, у каждого из нас за многие годы работы сформировалась некая аксиоматика, на основе которой мы строим свое отношение к школе, определяя для себя, какой она должна быть. У меня тоже, естественно, есть свое представление, и я считаю, что по крайней мере четыре условия должны соблюдаться. Прежде всего должны быть квалифицированные учителя и их интересная и полезная деятельность. Архинеобходимо также современное оснащение образовательного процесса, ибо это позволяет сберечь самый дорогой ресурс человека - время его жизни, причем в детском возрасте это супердорогой ресурс, ведь время идет быстро, и если ребенок тратит сорок пять минут на то, что ему объясняют на пальцах, как идет продольная или поперечная волна, если он уходит с урока, так ничего и не поняв, а оказывается, все это можно объяснить за три секунды: один раз показать, и все станет ясно, то это не очень хорошо. Наличие такой среды - необходимое условие для педагогически правильной школы. Необходимы также уважительное отношение к ученику, нормальные культурно-бытовые условия. Я всегда расстраиваюсь, когда мое знакомство со школой пытаются начать с папок, на которых написано «Личностно-ориентированное образование», но при этом очень стараются не заводить ни в гардероб, ни в столовую, ни в туалет. Я не уверен, что эта личность, о которой столь пафосно написано в папках, поверит, что ее в этом учреждении уважают, она будет соответственно к нему относиться. Я рад, что в школе №2030 нет папок, что здесь все показывают, это главное отличие педагогически правильной школы от, на мой взгляд, неправильной. Я рад, что школа №2030 - школа микрорайона, что сюда собирают детей, невзирая на их биографии, потому что четвертое необходимое условие - наличие полноценной среды общения со сверстниками. А полноценность возникает не тогда, когда учеников отбирают по какому-то одному признаку, а когда в школу попадают дети разные, которые для тебя в каком-то смысле лидеры, для которых ты в каком-то смысле лидер, и где-то они могут тебе помочь, а где-то - ты им. Вот это, наверное, и есть личностно-ориентированное образование, я очень рад появлению таких школ, я уверен, что это, может быть, на сегодня одна из самых презентабельных школ, но я уверен, что уже на следующий учебный год наверняка коллег из субъектов РФ москвичи будут приглашать в школы еще более продвинутые. Единственная просьба к коллегам-регионалам - не спрашивать, сколько все это стоит. Конечно, это требует серьезных финансовых вложений. Но я должен сказать, что недавно встречался с большой группой губернаторов, и с ними, как всегда, состоялся один разговор. Они говорят: мы готовы напрягаться, готовы давать средства, но мы должны понимать, в какое содержательное наполнение образовательных учреждений эти деньги вкладываются. Я очень хочу, чтобы, знакомясь с новаторскими московскими школами, коллеги из регионов понимали то содержательное наполнение, которое вкладывается в эти школы.