Она родилась первого сентября, и в этом знак судьбы. Ведь в ее день рождения всегда начинается в стране новый учебный год. А когда маленькая Вера пошла в школу сама, то ее первой учительницей стала мама - Надежда Павловна Осетрова. Надежда Павловна была типичной сельской учительницей-подвижницей. Работала с пятнадцати лет и ходила на работу за несколько километров от дома. В семнадцать лет юная учительница встретила войну, потом пережила немецкую оккупацию, старалась заботиться о своих маленьких учениках, а сразу после войны приступила к их обучению. Школа была разрушена врагами, поэтому занятия шли в комнатке с земляным полом, за столом, сложенным из разнокалиберных досочек, класс освещали масляные пузырьки с фитильками, развешанные вдоль стен, дети писали на краях старых газет, карты Надежда Осетрова рисовала сама. Сельчане видели, как она работает, как самоотверженно отдает все свое время детям. А маленькая Вера смотрела, как работает мама в школе - сразу в двух классах, но в одной классной комнате, как старается просвещать односельчан после работы, как заботится о своих четырех родных детях (завтрак был готов каждое утро, а на стульях лежала аккуратно выстиранная и выглаженная одежда), как до позднего вечера она готовилась к урокам. Повзрослев, Вера поняла, как важен пример, который перед глазами, как важна работа не на показ, а от души, по призванию. Поняла еще и тогда, когда ее мама вспоминала о своей маме - учительнице церковно-приходской школы Александре Матвеевне Мининой. Бабушка открыла, по словам Веры, внучке две истины: «Времени не хватает тому, кто ничего не делает» и «Отдавая - приобретаешь».

Надо ли говорить, что Вера Осетрова поступила в Тульский государственный педагогический институт и тоже стала учительницей начальных классов. Как мама. Как бабушка. С дипломом юная учительница отправилась на работу в село Малое Красное Каменского района Тульской области. «В 21 год, - вспоминает Вера Алексеевна, - мне пришлось быть и директором, и завхозом, и учителем, на уроках которого сразу в трех классах находилось по 12-15 детей. Школа находилась в доме-пятистенке, класс был там, где сложена русская печка». Школа была в жутком состоянии: печка обвалилась, стены обшарпаны, краска на рамах облезла. Но молодая учительница не растерялась. В колхозе выбила краски, цемент, кисти, с помощью местного деда Васи штукатурила, красила, белила, пересадила кустарники в школьном дворе, подправила изгородь, написала плакаты, оформила стенды, приготовила свои подарки для учеников. Учеников было 14, и они сразу влюбились в юную учительницу, которая в конце концов стала использовать ступенчатое обучение и отдельно занималась с учениками каждого из трех классов. В деревне стали с учительницей здороваться, потом угощать пирогами, молоком, вареньем. За два года Вера Осетрова сдружились с сельчанами. Вместе с учениками она готовила концерты в сельском клубе, к ней стали приходить за советом взрослые женщины, она проводила политзанятия с трактористами и комбайнерами и помогала соседней школе готовить концерты художественной самодеятельности.

Вера Алексеевна не представляла своей жизни без этой школы, без этого села, без этих детей. Уже вышла замуж, а к мужу так и не переезжала, пришлось вмешаться родителям учеников, которые ради счастья полюбившейся им учительницы были готовы возить своих детей за три километра от дома в другую школу.

Новая школа была по новому месту жительства - в небольшом городке Щербинке. После маленькой сельской школы учительницу ожидал большой класс - больше сорока учеников, новый коллектив коллег и родителей. Поначалу Вера (уже Илюхина) растерялась, боясь, что не сможет научить всех этих своих таких разных учеников, но муж Владимир Ефремович поддержал, одобрил, помог на первых порах. Особенно тяжело пришлось и потом, когда в семье Илюхиных родились один за другим двое детей - Ирина и Максим.

В этой Щербинской школе Вера Алексеевна проработала больше 15 лет. Очень многое поменялось в ее судьбе за эти годы. Она стала завучем, а по сути осталась в душе педагогом. Но не просто осталась, а стала опытным методистом, автором авторской методики обучения письму, защитила диссертацию «Психолого-педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников», написала несколько учебников для учеников, несколько методических пособий для учителей, ее стали приглашать в педагогические вузы, и она передавала свой опыт будущим учителям, ездила с лекциями по всей России, создала свой авторский курс и стала преподавать в институте повышения квалификации.

Веру Илюхину постепенно узнавали в России, и уже неслучайным было приглашение на работу в московскую школу №1071 от ее директора Ирины Щербо. В ту школу Вера Алексеевна перешла работать вместе с группой коллег и единомышленников, она уже тогда очень высоко ценила их помощь, поддержку, совместную творческую работу. Но, поскольку была несомненным лидером, через год приняла участие и победила в конкурсе «Учитель года Москвы-1996». Эта победа дорогого стоила, ведь она была закономерным итогом многих лет жизни.

А в это время за работой мамы внимательно наблюдала Ирина Илюхина - дочь, выбравшая профессию учителя.

В 2003 году Вера Алексеевна Илюхина начинает строительство новой школы. Тот, кто строил школу, знает, как это тяжело, сколько сил, времени, нервов приходится тратить, находясь сутками на стройплощадке, требуя от строителей качественного выполнения работ. «В процессе строительства, - вспоминает Вера Илюхина - я была и проектировщиком, и снабженцем, и прорабом, и очень часто даже спонсором, если нужно было уговорить прораба остаться сверх положенного рабочего времени и выполнить необходимые мне расчеты по замене плитки в инвентарных комнатах на самый дешевый линолеум с последующей его заменой с наименьшими затратами собственными силами. Мы просчитывали, как можно сэкономить в одном месте и провести удорожание в другом. Например, приобрести для туалетных комнат более качественную и красивую плитку». Но Илюхина со всеми трудностями справилась, и 1 сентября 2003 года она отмечала не только свое пятидесятилетие, но и открытие новой школы. (Красную ленточку тогда вместе с Верой Алексеевной перерезала и тогдашний первый заместитель префекта Юго-Западного округа Ольга Николаевна Ларионова.) Может быть, все получилось потому, что в это время, как и всегда в жизни, рядом с Верой Алексеевной был верный друг и муж Владимир Ефремович Илюхин. В 2006-й, конечно, есть некоторая семейственность - Владимир Ефремович нынче заместитель директора (то бишь жены) по безопасности, но пощады себе он не дает. Как говорит Вера Алексеевна, благодаря мужу многие ее идеи превращаются в реальность. «Например, он нашел выход для строительства «зимнего сада», - вспоминает директор. - По его проекту строители соорудили над одним из переходов прозрачный купол, и теперь под ним на ста квадратных метрах расположились десятки экзотических растений, которые радуют глаз, согревают душу, обогащают учеников знаниями о растениях, учат их любить, беречь и заботиться о живом. Сегодня в зимнем саду растет даже виноград!»

Помимо мужа, в школе работает сестра Веры - Ольга Осетрова, замечательный тренер, которая как-то по просьбе директора заменила заболевшего учителя физкультуры да так и осталась работать с детьми. Ей есть что рассказать и чему научить своих подопечных, ведь шестнадцать лет тому назад Ольга участвовала вместе с датчанкой, американкой и шведкой в беспримерном 850-километровом переходе через Гренландию.

«Жизнь продолжается, - пишет в школьной книге о педагогических династиях директор школы №2006, ставшей победительницей конкурса инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование», лауреат премий Президента РФ и мэра Москвы Вера Алексеевна Илюхина, - завтра снова будет утро, и к первому уроку будем торопиться и мы с мужем, и моя сестра. Думаю, наши мама и бабушка гордились бы тем, что однажды начатое дело продолжается их детьми. Может быть, и я когда-то порадуюсь возвращению в школу моей дочери. А может быть, и педагогическому продолжению нашей династии, насчитывающей уже более 150 лет, нашими внуками, которые, как и мы сегодня, тоже будут идти к детям, чтобы соглашаться с ними и спорить, убеждать и доказывать, вместе преодолевать трудности и испытывать радости побед. Мы будем стараться будить и разжигать в них стремление к самопознанию, поддерживать в них искорки пытливости и творчества, будем учить их ценить правду и распознавать ложь, любить и ненавидеть, соглашаться и возмущаться, подчиняться и бунтовать, мечтать и утверждаться. Мы научим по-разному биться сердце, чтобы оно становилось добрым, чутким, отзывчивым, нетерпимым к лжи и насилию, соблазну и нечестности, многому другому. Вместе с детьми будем учиться и мы. Будем вместе мечтать, размышлять, в мечтах улетать к другим планетам, помогая друг другу для этого обретать крылья.

Это будет завтра. А сегодня мы будем готовиться к этому дню. Так же, как уже более века в нашем роду готовились к ежедневному походу в школу мои родные люди...»