Первый - ставка на принципиально предметно и технологически ориентированные специальности профессионального толка, которые можно «руками пощупать», причем на уровне, который ничуть не уступает высшей школе, а может быть, и превышает вузовский уровень. Трудности связаны с тем, что сегодня ситуация перевернутая, и сколько бы и чего бы ни делали, не пойдет реально молодой человек в колледж или в ПТУ, если он не поймет, что у него есть перспективы. Сегодня нам приходится конкурировать с вузами, в Москве два вузовских учебных места приходится на одного выпускника школы, и, естественно, если даже ребенок получает двойку на вступительных экзаменах, ему звонят и говорят: приходи, пересдашь, главное - приноси деньги и будешь студентом. Тут возможен второй путь, который заключается в том, что если мы сделаем систему профессионального образования реально открытой, если мы перестанем ее рассматривать как отраслевую систему, а преобразуем в сферу интересов в первую очередь работодателей, бизнесменов, региональных властей, то заинтересованные партнеры сами найдут возможность переконвертировать ее в ситуацию подготовки взрослого населения, выполнения краткосрочных программ и обучения базового контингента. Тогда уже сам регион будет регулировать, сколько набирать базового контингента и какую часть обучать для удовлетворения потребностей регионального хозяйства. Это проблема принципиально серьезная и важная. Но и архисложная! Я как директор колледжа знаю, что просто так молодого человека не затянешь на учебу в учреждение среднего профессионального образования, что должны быть какие-то серьезные «манки», которые его привлекут и сделают для него учебу, приобретение специальности, профессии жизненно важным делом.