Бесспорно, строить отношения в коллективе надо учить ребенка с ранних лет. Здесь ведущая роль в его развитии и воспитании, несомненно, принадлежит семье. В семье он появляется на свет, делает свои первые шаги, произносит первые слова, от нравственно-эстетического климата в семье зависят его первые уроки осмысления и познания жизни. Именно в семье закладываются его отношения с окружающим миром, именно здесь начинается процесс воспитания и мироощущения. Стиль жизни, общения, духовные и культурно-нравственные ценности и приоритеты семьи, бесспорно, оказывают самое существенное воздействие на формирование ребенка во всех его жизненно важных ипостасях: в поведении, восприятии мира, самооценке, отношении к людям, идеям, событиям, традициям. Когда ребенок начинает понимать и оценивать, что семья - это не только занятое пространство, во времени которого он существует, то у него появляется чувство гордости или стыда за то, что происходит вокруг. Ощущение гордости или стыда за происходящее формируется, на мой взгляд, из чувства социальной стабильности, защищенности, уверенности в себе и своих близких.

Но стабильность и уверенность не произрастает на пустом месте. Только родительский авторитет, только уверенность в их правоте, уважение к их поступкам, делам, словам, нравственная чистота родителей и завоеванное ими признание может стать главным нравственным и духовно-эстетическим фактором в развитии и воспитании детей. На этапе, когда чувство гордости и взаимоуважения предопределяет право выбора, появляется следующая ступень этого многослойного этапа становления личности - воспитание в школьном коллективе.

Ребенок идет в школу не только для того, чтобы «ложкой грести информацию», но и для того, чтобы учиться общаться, самоутверждаться, накапливать на своем «старательском лотке» как позитивный, так и негативный опыт. Негативный опыт - тоже опыт, и иногда именно он позволяет пересмотреть жизненно привитые ценности, от чего-то избавиться, что-то, напротив, принять как норму. И на правила хорошего тона ребенок уже посмотрит со своих позиций - с позиций приобретенного опыта, позитивного или негативного, хотя подчас он еще сам не понял, что в приобретенном им позитивно, а что негативно.

Когда ребенок переступает школьный порог, педагоги начинают листать многочисленные страницы современных педагогических теорий, чтобы найти там, как писал Лев Кассиль, весь набор «привитых общечеловеческих ценностей и национальных традиций, воспитанных на духовно-нравственном отношении к миру».

Одним из продуктивных направлений в системе работы семьи и школы я считаю организацию клубной деятельности. Я согласна с мнением старшего научного сотрудника Института развития образования Н.Гореловой, что клубы, будучи по своей сути демократическими и творческими, обладают большими возможностями по созданию наиболее благоприятных условий для реализации учащимися себя как личности.

Занимая все эти позиции, мы и создали в нашей школе №1411 семейный клуб «Родничок» для того, чтобы, во-первых, помочь ребенку адаптироваться в школьной среде, во-вторых, установить и сплотить в одном коллективе детей, их родителей, бабушек, дедушек, учителей и учеников, а в-третьих, пробудить в ребенке чувство гордости за свою семью, за свой класс, за своего учителя. Бесспорно, если ребенок с гордостью заявляет окружающим «это моя учительница», «это моя семья», можно быть спокойным за его семейное и школьное благополучие.

Семейный клуб «Родничок», ставящий широкие познавательно-образовательные, воспитательные и развивающие задачи, возник как форма организации совместного досуга родителей с детьми. Успех клуба во многом был предопределен тем, что работа началась уже с первого класса, когда у ребят не было еще опыта школьной жизни, а у большинства молодых мам и пап - опыта общения со школой в качестве родителей учеников. Семейный клуб сразу же задал высокую планку отношений в коллективе, который стал восприниматься учениками и их родителями как норма.

Семейный клуб, объединяющий общими интересами школьников, родителей, бабушек, дедушек, старших и младших братьев и сестер, позволяет гармонизировать отношения в семье, повысить авторитет родителей в глазах детей, сформировать семейные традиции.

Многообразие тематики нашего клуба позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и раскрыть свой творческий потенциал, выявить то, что порой и для них самих остается загадкой. Подготовка, отбор материала, репетиции семейного клуба задали высокую планку отношений между детьми и взрослыми, определили благоприятный климат в коллективе.

Тематический отбор мы решили начать с «корней». Москва и высокое звание москвича - эти слова звучат гордо еще и потому, что Москва открывает огромный потенциал для проявления возможностей человека, дает ему путевку в жизнь. Сам предмет «Москвоведение» - очень благодатная почва для размышления. Это интересно, познавательно, это может сблизить сразу несколько поколений москвичей, желающих изучить историю родного города. Дети пока только знакомятся, изучают, а родители пополняют и углубляют свои познания о Москве. Ее прошлое, становление, расцвет, традиции - вот предмет глубинного изучения, восхищения, гордости и высокого отношения к столице.

«Родничок» открыл новые возможности преподавания истории Москвы, новые формы общения и обучения. Изначально мы предложили сценарий на такие темы, как «Чаепитие на Руси», «Как жили русские цари-государи», «Московский Кремль», «Как жили в старину», «Как лечились и учились», «Традиции русского народа», «Рыцарский турнир вежливости», «Крестьянское и дворянское воспитание», «Музеи Москвы», «Чудеса природы».

Такое широкое тематическое разнообразие предопределяет разнообразие форм, используемых для проведения заседаний клуба. Это может быть игра-путешествие на тему «Московский Кремль в далеком прошлом». Проведению игры предшествовала экскурсия в Кремль, когда школьники и их родители ознакомились с основными достопримечательностями, историей и музейными коллекциями Московского Кремля. Сюжетную фабулу игры составило воображаемое путешествие по средневековому Кремлю, а в качестве основного иллюстративного источника использовалась увеличенная схема Кремля. Участникам игры, разделенным на две команды, предстояло сделать несколько остановок: на Государевом дворе, на Соборной площади, на Ивановской площади, в Патриаршей школе, в Аптекарском приказе. По ходу путешествия надо было выполнить различные творческие задания. После рассказа ведущего на вопросы отвечали дети. Взрослым участникам команд предлагалось правильно подать «жареного лебедя» к «царскому столу». Среди родителей были выбраны «повара», «ключники», «дворецкие», «крайничие», «стольники», «стряпчие», которые в определенном порядке, с соблюдением необходимого ритуала, должны были донести блюдо по назначению. Ведущий, продолжая рассказ о царских пирах, напомнил о правилах и обычаях, соблюдавшихся во время застолий. Детям было предложено сформулировать правила поведения за столом, характерные для сегодняшнего дня. Во время следующего конкурсного задания ребятам предстояло определить ошибки, которые допустили школьники, разыграв ситуационную игру «Как нельзя себя вести за столом».

На остановке «Соборная площадь» участники команд определяли архитектурные памятники. При знакомстве с Патриаршей школой дети поучаствовали в конкурсе «Грамотеев». Последний сюжет игры был посвящен тому, как лечились москвичи в старину. Вниманию участников игры была предложена инсценировка из московского быта, в которой участвовали родители, исполнявшие роли боярина, знахарки и немецкого доктора, и ученик, игравший роль боярского слуги. На этом же заседании родители поделились семейными рецептами народной медицины.

Другая форма заседания семейного клуба предполагала подготовку мини-спектакля, в котором присутствовали инсценировки сказок и басен. Так было проведено заседание «Сказки Андерсена», посвященное юбилею великого сказочника.

Очень запомнился детям и родителям этот семейный праздник. Ведь они были одновременно авторами сценария, режиссерами, звукорежиссерами, декораторами, костюмерами и даже балетмейстерами. Праздник просто промчался на одном дыхании. Сказка за сказкой уводили детей и взрослых в неповторимый иллюзорно-недосягаемый волшебный мир, где сказка становится былью, где добро побеждает зло, где любовь побеждает ненависть и коварство. Думаю, что о нравственно-эстетическом, информативно-познавательном и духовном принципах здесь даже дискуссировать не приходится. Результат, как говорится, налицо.

Интересно прошло заседание в форме соревнования по теме «Чаепитие на Руси», в ходе которого наряду со знакомством с традициями чаепития очень оживленно проходило состязание знатоков пословиц. Побеждала та команда, чья пословица была произнесена последней.

На одном из заседаний по желанию родителей «Чаепитие на Руси» вышло за рамки одного «отдельно взятого государства» и «облетело весь мир». Несколько семей демонстрировали особенности чаепития в разных странах, а «зрители» с удовольствием отвечали на вопросы викторины. При этом дух соперничества двух команд, на которые разделились члены клуба, придал игре особенный кураж, когда знакомство с традициями чаепития сопровождалось национальными танцами и песнями в соответствующих костюмах. Праздничная атмосфера сблизила всех присутствующих.

Семейная встреча по теме «Рыцарский турнир хороших манер» полностью была посвящена нравственным формам поведения и проводилась тоже в форме игры-соревнования. Ребята знакомились с понятиями «благородство», «благородный поступок», «благородный человек». В игровой форме ученики учились отличать красивый поступок от невоспитанного поведения. Примечательно то, что во время соревнования команда мальчиков «Благородные рыцари» добровольно уступила пальму первенства команде девочек «Прекрасные дамы».

Проводятся такие встречи нечасто - один раз в четверть. Такая периодичность наиболее оптимальна, учитывая серьезную подготовительную работу, которая предшествует каждой такой встрече. Сценарии заседаний семейного клуба заранее составляются таким образом, чтобы каждый член команды обязательно был занят в каком-либо конкурсе или принял участие в том или ином творческом задании. Здесь всем хватает работы: готовят свои задания ребята, взрослые помогают делать необходимые костюмы и реквизит. При этом важно создание атмосферы деликатности и доброжелательности, чтобы даже самые застенчивые дети смогли преодолеть психологический барьер и безбоязненно выступать перед аудиторией. Вместе с тем желание выиграть, выделиться должно вызывать чувство здоровой конкуренции и соперничества. Наряду со стремлением выиграть должно появляться желание протянуть руку сопернику и помочь ему победить. В этом искусстве педагогической этики заложен тот гуманно-личностный принцип, на котором строится работа клуба.

Ни одно заседание клуба не обходится без пирогов, печенья и тортов, приготовленных своими руками. Кстати, каждый раз происходят уже ставшие традиционными ритуалами представление собственной выпечки и чествование кулинаров.

Можно с уверенностью констатировать, что «Родничок» помог раскрыть таланты не только детей, но и их родителей и учителей. Безусловно, профессии учителя и актера очень близки, но когда учитель с готовностью вживается в отведенную для него в спектакле роль, поет и пляшет вместе с детьми, они в какой-то момент перестают чувствовать себя просто учениками, доверительно и благодарно подыгрывают своему педагогу. Именно в этот момент между учителем, родителями и детьми устанавливается взаимопонимание, и приходит осознание того, что все они одна семья.

В семейные праздники были включены спортивные соревнования семей. Мы готовим семейные команды, создаем группу болельщиков с лозунгами поддержки. Добрый дух соревнования царит на протяжении всего праздника. Надо видеть эмоциональный подъем и гордость ребят, когда в соревнование вступали их мамы и папы. Соревнования проходят на одном дыхании. Отрадно было, например, видеть, как радовались все тому, что семья ученика нашего класса Георгия Крахотина набрала наибольшее количество очков и получила звание «Суперсемья».

Родители отмечают, что подобная форма общения стала любимой и желанной, изменила к лучшему климат в семье, позволила увидеть детей в новом качестве, сплотила коллектив класса и родителей. Недаром девиз нашего клуба:

«Семейный клуб наш «Родничок» -

Очаг прекрасных отношений,

Как жизненной реки исток,

Источник классных вдохновений!»

Совместные семейные встречи, продуманная экскурсионная программа создают удивительную атмосферу взаимопонимания, заинтересованности, общности интересов семьи. Мнения учеников и родителей показывают, что мы на верном пути.

«Мы не ожидали, что будет настолько интересно и увлекательно не только детям, но и взрослым. Без клуба мы сидели бы каждый в своей раковине. В этом нам помог наш семейный клуб «Родничок», - говорит председатель родительского комитета Е.Алексеева. «Заседания нашего клуба никого не могут оставить равнодушным. Духовным ценностям нельзя научиться, их надо пережить», - считает семья Гамзелевых. «Участие в семейных заседаниях клуба помогает ближе познакомиться не только детям и их родителям, но и найти новых друзей, что действительно соответствует названию клуба «Семейный». Участие в клубе помогает нам в воспитании детей», - отмечает семья Сафроновых. «Нас приятно удивило, что в школе создан семейный клуб, который объединяет три поколения: бабушек, дедушек, мам, пап и, конечно, наших детей», - радуется семья Хвостовых.

Семейный клуб «Родничок» принимал участие в московском смотре-конкурсе «Москва на пути к культуре мира». В 2001 году в проекте «Отцы и дети» наш клуб наградили дипломом 3-й степени. В этом году семья Вакулеко - Кирилл и Наталья Дмитриевна - были участниками фестиваля семейного творчества «Любовь моя Москва», где заняли 2-е место.

Бесспорно, семейные встречи помогли родителям и детям по-новому взглянуть друг на друга, позволили гордиться друг другом. Родители смогли убедиться, какое место занимает их ребенок в коллективе, как к нему относятся ребята, как он относится к ним, как он может вести себя в различных ситуациях и «предлагаемых обстоятельствах». В свою очередь дети смогли оценить своих родителей «со стороны», сквозь призму восприятия других людей, испытать чувство гордости и ответственности.

Авторитет родителей в воспитании ребенка трудно переоценить, об этом надо постоянно помнить. Чувство гражданской ответственности за маленького человека должно сквозной нитью проходить через жизнь взрослых - родителей, учителей, дедушек, бабушек, старших братьев и сестер. Семья и школа не могут существовать отдельно. Ведь это наша школа. Это наша семья. Это наши дети.

Вера АЛЕШИНА, руководитель клубной работы, учитель начальной школы №1411