Удивительно другое. Никого из Департамента образования конференция не заинтересовала, и это вызвало большое удивление у участников конференции. Заместитель начальника Юго-Восточного управления образования Валентина Морозова участие приняла, с добрыми и сердечными словами к участникам обратилась, ей не помешали ни высокая температура, ни плохое самочувствие. Что помешало чиновникам, осталось неизвестным.

Не было на конференции ни одного представителя городской высшей педагогической школы, как и МИОО, который считается одним из руководителей проекта. Между тем три педагогических вуза - Ярославский, Костромской, Ульяновский - своих педагогов прислали, и это не просто педагоги, а ученые, хорошо известные своими работами в области воспитания: доктор педагогических наук Михаил Рожков (ЯГПУ), профессор Борис Куприянов (КГПУ), доктор педагогических наук Сергей Поляков (УГПУ). Такое впечатление, что в эксперименте не в полной мере используют огромный педагогический и научный потенциал городских педагогических вузов.

Не было на конференции еще двух школ из четырех, работающих в воспитательном модуле. Но самое главное, не было руководителей Научно-исследовательского института стратегий развития общего образования. Институт был представлен заведующей отделом Еленой Хижняковой да еще не представившимся народу и быстро покинувшим конференцию А.Лазаревым. На фоне выступавших - члена-корреспондента РАО Владимира Караковского, члена-корреспондента РАО, руководителя Центра теории воспитания РАО Натальи Селивановой, других ученых и даже кандидата педагогических наук, замдиректора по НИР школы №825 Дмитрия Григорьева - сообщение научного руководителя воспитательного проекта Елены Хижняковой было коротким, занаученным и не вызвало должного интереса у участников. Может быть, потому, что три московских выступления, не говоря о региональных, были более значительными для практиков. Кстати, именно институт должен был пригласить на конференцию всех тех, кто на ней отсутствовал, но, как видно, с этой работой не справился. Во всяком случае, представитель института не смогла ответить, почему не приехали те, чье присутствие было так необходимо. Школа же выполнила всю работу. Это педагоги 825-й пригласили коллег из регионов, организовали и провели конференцию на таком высоком уровне. Спрашивается, зачем такому педагогу, который известен миру и России как выдающийся ученый и практик, научное руководство в работе над моделью воспитания в Школе будущего, если он сам - один из основоположников отечественной системы воспитания, востребованной даже за рубежом? У этой задачки есть один ответ, и он таков: доктор педагогических наук Владимир Абрамович Караковский сам в состоянии руководить блоком «Воспитание в школе будущего», и ему не нужны никакие кураторы. Во всяком случае, после конференции такой вывод стал естественным и понятным всем.

Конференция была отменно проведена, она была интересна всем ее участникам. Но вопрос, почему она оказалась неинтересной тем, кто руководит работой по модели «Школа будущего», все же остается. Да, 18-19 декабря 2007 года в Москве прошла Международная конференция «Школа будущего», которой в столице придавали столь большое значение. А конференция в школе №825 ей предшествовала. Но значит ли это, что можно было проявлять к ней такое удивительное равнодушие?

Мы обзвонили учебные округа и узнали, что институт не пригласил никого из тех, кто хотел бы присутствовать на дискуссии в 825-й. Да ладно - из тех, кто хотел и мог, вопрос еще и в том, почему не принимали участие в конференции те 39 школ, которые участвуют в эксперименте «Строим школу будущего». Ведь проблемы воспитания в этой школе напрямую связаны с другими: содержанием обучения, блоком дополнительного образования, экономическими моделями, работой с одаренными и трудными детьми и так далее. Ответить на эти вопросы гостям из регионов и зарубежья было некому, потому что всеми этими вопросами занимаются образовательные учреждения, входящие в другие содержательные модули. А ведь основная задача разработки модели Школы будущего, как было заявлено изначально, - продвигаясь по разным направлениям, создать оптимальный образ такой школы, где все составляющие будут гармонично дополнять друг друга.