Уже в который раз, размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду совершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Опять нарушается баланс основных функций школы - обучения, воспитания и развития. Школа как педагогическая система, как целостность, стремящаяся к гармонии, разваливается. Особенно обидно за воспитание. Похоже, что недооценка воспитывающей деятельности педагога стала нашей дурной традицией. Еще Александр Сергеевич Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине - по причине отсутствия воспитания. Воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствующая деятельность. Несколько улучшило положение введение в школу детских организаций. Пионерская и комсомольская организации, несмотря на очевидные недостатки, значительно обогатили жизнь детей. Но вот наступило новое время, и прежние организации были ликвидированы. Это не могло не сказаться на общем отношении к воспитанию. Возникло даже выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше никакого!». Так и пошло, но жизнь не обманешь. Развивать интерес к учению без воспитательной поддержки оказалось невозможным. Получилось, мы в который раз вновь и вновь наступаем на традиционные грабли.

У воспитания - долгое и богатое будущее. Так и хочется сказать: «Верьте в это, люди!».

Все школы можно поделить на три группы. К первой принадлежат те, что главной целью считают глубокие и прочные знания. Культ знаний делает детей заложниками этой всепоглощающей идеи. Ко второй относятся те школы, для которых главное - условия развития ребенка в школе. В таких школах доминирующей деятельностью стало воспитание. Третий тип школ - школы-учреждения. У таких школ нет своей концепции, своих педагогических позиций. Для них главное - выполнение социального заказа или, точнее, социального приказа. Говоря о школе будущего, я имею в виду школу воспитания.

Всякое предсказание - дело ненадежное. Ведь мы должны научить детей жить в мире, который сами не знаем. Это противоречие возникло исторически недавно и быстро увеличивается. Однако запретить думать о будущем, тем более мечтать о нем, никому не заказано. Мои рассуждения о воспитании в школе будущего питаются энергией мечты и многолетнего опыта.

Прежде всего школа будущего живет и развивается как педагогическая система. В ней хорошо сбалансированы все основные ее компоненты, но ни один не развивается за счет другого; в ней нет неоправданных уклонов, перегибов, шараханий из одной крайности в другую. Признаками педагогической системы могут быть и целостность, и стремление к гармонии, и разумная достаточность, и чувство меры, и педагогическая целесообразность, и - главное - хорошо отработанные системные связи, в роли которых выступают отношения. Вообще все это - торжество педагогики отношений, опирающихся на систему психологической поддержки. Учебная деятельность мало способствует объединению педагогов: каждый преподает свой предмет, а их в школе более 30. Воспитывающая деятельность объединяет всех работников школы, ставит их если не в равные условия, то в сходные. Вот почему воспитание становится и главным интегратором, и главным регулятором человеческих отношений.

Но воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно, нужна четкая и ясная воспитательная программа. Раньше она была единой для всей страны и всех школ. Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на свой путь развития и выбор типа учебного заведения. А их, этих типов, - великое множество: государственные и частные, гуманитарные и математические, экологические и художественные, военные и спортивные, языковые и специализированные школы, гимназии и лицеи. В этих условиях напрасно рассчитывать на универсальную программу воспитания; каждая современная школа и школа ближайшего будущего должна разрабатывать свою авторскую воспитательную программу. На этот счет у меня есть несколько пожеланий.

Пожелание первое: учитывая, что будущее есть продолжение прошлого, важнейшей проблемой становится проблема исторической памяти. Она должна быть справедливой и четкой. Образцом такого отношения к прошлому может стать Александр Сергеевич Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А ведь жизнь в России пушкинской поры была сложной и противоречивой, великому гению жилось несладко. Тем не менее он добавлял: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Наши дети растут в зоне социального риска. На их глазах уничтожалась и переделывалась история России.

Когда несколько лет назад по телевидению началась передача «Поле чудес», у многих телезрителей сразу возникло продолжение это фразы: «...в стране дураков». Особенно часто это звучало в детской среде. Потом появилось второе выражение, ставшее тоже популярным, - «дурдом». Справедливости ради надо сказать, что так думают далеко не все наши дети. Наиболее умные очень болезненно переживают огульную критику «совков». Один десятиклассник меня спросил: «Как жить, если не во что верить?» Проблема исторической памяти для него равнозначна проблеме веры.

«Во что мы верим вопреки потерям? Лишь в то, что мы живем, покуда верим!».

Второе пожелание - к программе воспитания. Без истории нет культуры. Сегодня она напоминает разбитое зеркало. Произошел распад культурной однородности. Между тем воспитание в школе будущего должно быть культуросообразным и соответствовать национальному менталитету. Спасением в этом может стать развитие педагогической культуры. Этот процесс надо начинать в период школьного ученичества - такова природа педагогических способностей. Сегодня один из верных критериев оценки школы - выбор ее воспитанниками профессии педагога. «Лучшая школа та, где ученики хотят стать учителями», - говорил Дидро.

Педагогическая культура - часть общей культуры человечества и отдельной личности. Она способна проникать во все сферы общественной жизни, где есть передача знаний, опыта, традиций - всех тех богатств, которые выработало человечество. Значит, педагогическая культура имеет общечеловеческое значение. Кроме того, педагогическая культура - мощное средство развития личности, ее самостроительства, тем более что в школьной программе нет предметов, ориентированных на самопознание. Профильное обучение, недавно введенное в школу, дает в этом плане большие возможности.

Третье пожелание - о духовности. Без духовности нет полноценного воспитания. Сегодня делаются попытки заменить духовность религиозностью. Это неверно, ибо и сегодня довольно большое количество людей исповедуют атеизм, ведь у нас существует свобода вероисповедания.

Духовность воспитания - ориентация на высокие нравственные ценности.

«Есть ценности, которым нет цены».

Это особенно важно в наше время. Российское общество все в большей степени становится обществом потребления, причем это аморальное общество выбрало молодежь как самую податливую социальную прослойку. Педагоги школы будущего должны ясно осознавать свою культурную и историческую ответственность.

А пока же из школы уходит труд, закрываются мастерские, пустеют шкафы, когда-то наполненные ребячьими работами, олимпиады по труду задавлены интеллектуальными марафонами. Даже обычная уборка классов производится наемными нянечками. Наступает торжество (извините!) халявы!

Четвертое пожелание - о воспитании. Существует много толкований термина «воспитание». От того, какое из них выберет педагогический коллектив конкретной школы, зависит и программа воспитания.

Мне представляется наиболее простым и понятным высказывание Селистена Френе: «Воспитание - это максимальное развитие личности в разумно организованном обществе». В этом случае целью воспитания становится личность, а главным средством воспитания - «разумно организованное общество». Под этим понимается не только и не столько общество в глобальном понимании (это от нас не зависит) этого слова, сколько образ жизни населения конкретной школы, живущей по правилам и законам порядочных людей.

Пятое пожелание - о главном. Главной и основной ценностью любой воспитательной системы становится Человек. В последние годы трагически обострилась проблема обесценивания человека. В условиях новых рыночных отношений и пропаганды личного успеха слабеют и сходят на нет традиционные для России добротворчество и бескорыстная помощь слабым. Достоинство любого государства измеряется двумя обстоятельствами - отношением к старикам и детям.

Сегодняшняя реальность напоминает старый анекдот о больном, который ищет врача «ухо-глаз». Почему? Да потому, что слышит одно, а видит совсем другое. И это во всем мире: массовые убийства, работорговля, малые и большие войны, рост фашизма - вот реальность, окружающая нас.

Умный, образованный человек - это, безусловно, хорошо, но важнее истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на Земле.

Это надо внушать с первого класса школы, занимаясь такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Вот почему школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания. Мало того, она должна постепенно превращаться в школу практического гуманизма.

Многие думают, что воспитательная система школы создается для воспитания детей. Не только! Она потому и система, что включает и взрослых, которые живут и работают под ее влиянием и по ее законам.

Когда мы начинали эту работу, в педагогическом коллективе не было ни одного учителя, имеющего почетное звание или ученую степень. Сегодня в школе есть 8 заслуженных учителей России, народный учитель СССР и заслуженный работник культуры РФ, 30 учителей высшей категории, 4 кандидата наук и 3 доктора наук. На материале школы защищены 29 кандидатских и 4 докторские диссертации, издано 10 книг. В нашей школе работают 12 мужчин!

Шестое пожелание - педагогам. Педагогам школы будущего придется сеять «разумное, доброе, вечное» в обстановке нарастающего скепсиса и прагматизма. Противоречие между реальным и идеальным будет обостряться. Как быть?

Жизнь существует в нескольких ипостасях. Есть объективная реальность, данная нам в восприятии. Есть жизнь, отраженная в нашем сознании, воображении. Она имеет ничуть не меньшее значение.

Люди всего мира во все времена, когда им было очень плохо, конструировали субъективную реальность, придумывали лучшую жизнь, где было бы то, чего им хотелось бы иметь в реальности. Дети это особенно хорошо умеют, ведь они фантазеры.

Школа - разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим правилам, нежели существуют в повседневной жизни. Нужно только твердо договориться: «Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо».

В нашей школе по этому поводу придуманы кодексы, законы, правила, которые помогают нам жить спокойно, дружно и человечно. Мы определили для себя такую формулу успеха:

Без памяти - нет истории,

Без истории - нет культуры,

Без культуры - нет духовности,

Без духовности - нет воспитания,

Без воспитания - нет Человека,

Без Человека - нет Народа!

Будущее будет нелегким. В нем важное значение будет иметь выбор каждого из нас, выбор ответственный и субъективный.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или Пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже - как умею,

Ни к кому претензий не имею,

Каждый выбирает для себя.