Он увидел ее сразу. Прелестное нежное лицо заставило замереть. Нет, он, конечно же, встречал красивых женщин, физическое совершенство всегда очаровывало его. Но действительную ценность для Виктора Николаевича представляло другое: интеллект, способность воспринимать тончайшие движения ума и духа и побуждать к этому другого - вот что имело для него значение.

Виктор Николаевич родился в семье, где все любили музыку, песни, особенно отец Николай Никифорович. Он руководил ансамблем песни и пляски в новокузнецком Доме пионеров. А дома организовал семейный оркестр. Инструменты тогда у них были самодельными. Сестры Виктора играли на свистульках, похожих на свирели мерлинтонах, братья - на ударных и скрипке, отец - на баяне, сам Виктор - на бубне. Оркестр приглашали выступать в городском саду, в рабочих клубах. Они даже побеждали в олимпиадах! Николай Никифорович учил своих детей не зазнаваться, главным считал он, чтобы они постигали музыку, ее красоту и мудрость, чтобы она шла с ними по жизни, украшала ее.

Благодаря этим урокам отца у Виктора Чепурова сложилось свое видение действительности. Он не воспринимает вещи такими, как они кажутся, а старается найти их суть. Пытается отыскать скрытую поэзию образа. Вот и в этой женщине, Надежде, он сразу же увидел предрешение себе. В ее глубине он нашел наконец-то, что искал. Он увидел свет в конце пути, и одиночество оставило его.

Сегодня у него дочь, трое внуков, четверо правнуков. Его клан, впитавший в себя значимость музыки и умение дорожить семейными узами.

50-летие детского оперного театра «Гуси-лебеди» Виктор Чепуров отмечал с ними, своими самыми близкими и родными людьми. И с профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения Михаилом Сапоновым, и с педагогом музыкального училища из Миасса, заслуженным работником культуры России Верой Киреевой, и с актрисой Московского драматического театра на Таганке Еленой Манышевой, и с заслуженным деятелем науки России, академиком Владимиром Неволиным, и с солисткой Государственного музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лерой Долженко, и с актрисой Московского государственного театра оперетты Еленой Осиповой. Это его «гусята-оперята». Это тоже уже его семья. Единомышленники, ученики, друзья. Их сотни - за 30 лет работы театра в школе в постановках приняли участие более 3000 детей.

Юбилейную радость с Чепуровым разделила и министр образования правительства Московской области Лидия Антонова, которая не перестает повторять, что благодаря почину Виктора Николаевича появилось множество площадок, где развивается детское оперное и вокальное искусство. Достижениями на этом поприще могут похвастаться Дубна и Подольск, Реутов и Фрязино, Пушкинский район.

Последователей у театра много и за рубежом: в Словакии, Болгарии, Германии, Венгрии, Польше, Финляндии, Эстонии, Грузии, Казахстане, Белоруссии. «Гуси-лебеди» оставили яркий след в развитии детской оперы. Когда-то школьному театру написали гимн:

...Пролетят - и

не найдешь следа,

Верю я, и верить

будет сердце:

Гуси-лебеди всегда, всегда

Будут прилетать

ко мне из детства.

Истоки театра подпитывали многие известные композиторы. Дмитрий Кабалевский писал Чепурову: «Вы молодцы, что занимаетесь таким интересным и увлекательным делом, которое учит любить и ценить искусство, понимать, что искусство - это не просто развлечение, а большая, важная и очень серьезная часть нашей жизни, жизни каждого человека». А Тихон Хренников сказал как-то Виктору Николаевичу: «Ваш театр завоевал славу яркого очага детской художественной культуры нашей страны. Все, сделанное вами для развития искусства юных, - настоящий педагогический подвиг!» Наверное, так оно и есть. Лебедята самим фактом своего существования заставляли писать музыку для себя, и она оказывалась чудесной. В составленном Чепуровым каталоге детских опер набралось 163 произведения. А книга Виктора Чепурова «Музыка в школе» стала одной из любимейших среди его коллег. И идея проведения фестивалей детских музыкальных оперных театров принадлежит ему. Они проходят сегодня на сцене Московского государственного академического музыкального театра, и их девиз: «Музыка - любовь моя». А Виктор Николаевич - постоянный почетный член жюри этих фестивалей.

В школу он пришел в гимнастерке и кирзовых сапогах - война только что закончилась. Но в руках у него была скрипка, с которой Чепуров не расставался со времен музыкалки. Скрипка, как друг, прошла через всю жизнь Виктора Николаевича. Она была с ним в радости и горе. Даже в перерывах между боевыми атаками в землянке он с нею вместе вспоминал любимых Глинку, Верди, Моцарта, Чайковского, Вагнера.

На перроне Ярославского вокзала в тот чудесный день, подсказавший ему путь к счастью, сложившемуся из любви и востребованности, раскрытия себя как талантливой личности и обретения тепла домашнего очага, Виктор Николаевич встретил однополчан-офицеров. Они служили на Чкаловской и уговорили его поехать с ними. Так Чепуров стал учителем музыки. Вошел в кабинет с сидящими настороженно детишками и заиграл им вальсы, песни, классику. Звуки его инструмента словно околдовали ребят, иначе чем объяснишь то, что он стал так популярен у щелковских школьников? А может, это оно и есть, педагогическое призвание?..

Пятьдесят три года посвятил Чепуров воспитанию детей. Говорит:

- Я убежден, что школьные годы и есть тот период, когда нужно дать человеку основы музыкальной культуры. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

Его скрипка по-прежнему волнует слушателей. Только теперь она оживает в руках правнучки Насти. Ценный подарок заставляет Настеньку дорожить качеством извлекаемых звуков, помнить, что прошла ее скрипочка вместе с неугомонным затейником прадедом.

Щелково