Ценность общения профессионалов в пространстве классной комнаты ничто иное не может превысить - ни актуальная книга, ни глубоко научная профессорская лекция. Такое взаимодействие похоже на сказку, где герой, попав в богатую страну, любуется дорогими восточными шелками и потом приобретает себе небольшой отрез этой красоты, дабы «перенесть ее в свой удел». Драгоценные россыпи накопленного годами опыта здесь раздаются по-царски щедро, причем без каких-либо цеховых или клановых ограничений. Например, литератор Нина Граблина из Дзержинского, проводя мастер-класс, ставит заметный акцент на учете психологических особенностей ребенка, без знания которых невозможно добиться главного - научить его задавать вопросы, выработать в нем умение самостоятельно формулировать проблему. А учитель экономики из Лобни Евгений Смышляев, беседуя со старшеклассниками об экономических системах стран современного мира, вдруг делает яркую ссылку на пьесу Чехова «Вишневый сад». Всеохватность, интеграция, глубина мысли, наполняющие каждый урок, и восхищают, и страшат одновременно, как выступления эквилибристов под куполом цирка. А они, сами учителя, эти лучшие из лучших, подводя итог своему выступлению, всегда остаются собой недовольны, откровенно признаваясь коллегам в нереализованных за отведенные им сорок минут задачи. Конечно, они не боги, и все-таки каждый их урок всегда становится открытием, даря ребенку радость познания истины, оставляя при этом за ним право думать иначе. И со звонком на перемену никогда не ставится итоговая печать с грифом «хорошо» или «плохо», потому что загадка, тайна, проблема должна заставить ученика с нетерпением ждать новой встречи с изучаемым предметом. И скучным такой урок не может быть по определению.

Звездочка, зажгись!

Лучших педагогов подмосковный Чехов принимает не в первый раз. В 2002 году здесь уже проходил финал областного конкурса «Педагог года». Выступая на открытии IV областного слета победителей в самой молодой и самой красивой чеховской школе №3, первый заместитель министра образования Московской области Владимир Чайковский особо подчеркнул перспективность движения, объединяющего передовых учителей.

В Чеховском районе в данном направлении сложилась целостная система работы. За пятнадцать лет районный конкурс изменился количественно и качественно, его организаторы - Управление образования и Учебно-методический центр - постепенно отошли от внешней броскости, сосредоточив внимание на профессиональных возможностях участников. На смену театрализованным представлениям пришли мини-уроки, защита педагогической концепции, а они, в свою очередь, уступили место мастер-классам и представлению опыта работы. Основными этапами стали тестирование по русскому языку, «круглые столы», где обсуждаются проблемы образования, открытые уроки и мероприятия, публичная лекция.

Многолетняя работа дала свои результаты. Три года подряд чеховские учителя становились лауреатами областного конкурса «Педагог года Подмосковья». В 2001 году счет победам открыла Наталья Талаева, преподаватель истории Новобытовской средней школы. В 2002 году эстафету подхватила Ольга Садовникова, учитель начальных классов гимназии №7, а в 2003 году учитель истории и обществознания гимназии №2 Ольга Шкунова еще раз доказала, что успех ее земляков в конкурсе - не счастливая случайность, не подарок судьбы, а закономерность. В 2007 году лауреатом областного конкурса стала учитель истории и обществознания Екатерина Новикова. Среди победителей конкурсного отбора лучших учителей Чеховского района в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года из десяти педагогов шестеро - участники конкурсов разных лет. И пусть другой учительский клуб амбициозно называет себя «Созвездием учителей», но все же из тридцати педагогов, удостоенных права стать членами областного клуба, Чеховский район представлен наиболее массово.

Сотрудники учебно-методического центра, который со дня его основания возглавляет Дора Лыкова, одну из наиболее важных своих задач видят в выявлении и обобщении самых смелых достижений. С недавних пор данный ряд перспектив пополнился еще одним словом - диссиминация (внедрение). УМЦ стал экспериментальной площадкой южного округа Подмосковья по диссиминации передового опыта. Отчасти поэтому привычная всем традиция проведения одного открытого урока сменилась организацией семинара, дающего гораздо больше возможностей учителям, а новичкам в особенности, «погрузиться в тему», подготовить внутри себя почву для возделывания собственного урожая знания и мастерства. Отметим, что в выборе тем для семинаров сотрудники УМЦ отдают предпочтение не ярким и выигрышным, а тем, которые «зависают» или слабо разработаны. Сконцентрировать достигнутый успех в том или ином направлении помогают более десятка экспериментальных площадок, действующих в образовательных учреждениях города и района.

Стремление к взаимодействию прочной научной базы с достижениями в практике заставило УМЦ заново оборудовать свою библиотеку, переведя ее на современные рельсы. Уже сейчас учителя района могут пользоваться электронным каталогом, а в недалеком будущем в интернет-пространстве появится ячейка, вмещающая в себя всю методическую информацию по Чеховскому району.

Особые надежды возлагаются на отдачу от деятельности недавно созданного клуба победителей и лауреатов муниципального смотра учительского мастерства, который возглавила Наталья Талаева.

Стоит ли удивляться тому, что количество участников районного этапа конкурса «Педагог года» в последние годы имеет заметную тенденцию к росту?

Праздник преображения

Участие в сложнейшем испытании профессионалов давно перестало быть наказанием для учителя. Напротив, престиж конкурса растет год от года. Согласимся, не так много в нашем обществе явлений, когда интересы инициаторов (Министерство образования) абсолютно совпадают с интересами исполнителей (учителя школ) и всемерно поддерживаются обеими сторонами.

А сами конкурсанты - что заставляет их сойти с хорошо проторенного маршрута отработанных методических тем и продолжать путь по целине? Талант? Да. Призвание? Да, конечно. Но есть еще нечто, выходящее за рамки просто профессии. Это внутренний мир человека, его интеллигентность, элитарность - не в опошленном, а в самом высоком смысле этого слова. Нельзя не заметить перемен, происходящих с каждым, кто сделал хотя бы несколько шагов в конкурсе. И вот уже мешковатое платье сменяется модным деловым костюмом, на голове появляется стильная прическа, а сам урок из сухой раздачи «умных ненужностей» превращается в радость занятия любимым делом. Причем перемены эти происходят стремительно, словно подогреваемые каким-то пока еще не известным науке катализатором.

За два дня открытые уроки и мастер-классы, проведенные членами клуба «Педагог года Подмосковья» в гимназии №2 и средней школе №3 города Чехова, посмотрели более пятисот учителей Чеховского и районов - Ступинского, Одинцовского, Балашихинского, Раменского, Коломенского... И кто знает, может быть, они стали свидетелями и участниками не только процесса распространения инновационных технологий, но и чуда рождения великого таланта, достойного называться педагогом года, педагогом десятилетия, педагогом века!

Чеховский район