Архитектор и брокер, творец и помощник

Педагогической академией последипломного образования разработаны методические рекомендации, в которых рассматривается, какое место в системе школьного воспитания занимает классный руководитель.

В общих положениях документа указывается, что воспитание - один из важнейших компонентов образования человека. К тому же он обретает сегодня приоритетную роль в государственной политике и национальных проектах социального развития. Отмечается, что воспитание как профессиональное явление - это педагогическая деятельность специалистов по целенаправленному введению ребенка в контекст современной мировой и отечественной культуры во имя становления личности ребенка, его высокого физического, социального и духовного развития.

Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом во всех сферах жизнедеятельности. Особая роль принадлежит классному руководителю.

Институт классного руководства имеет свою богатую историю. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Классное руководство - дополнительная функция школьного учителя, которую добровольно берет на себя учитель отдельного учебного предмета.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который становится для ребенка посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий. Его можно сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка. Причем не одного, а каждого индивида в классе.

Работа классного руководителя объемна и требует высокой психолого-педагогической подготовки и дополнительного напряжения сил.

Школа последовательно и настойчиво борется за сохранение института классных руководителей, утверждая идею будущего перехода школьной системы классного руководства к системе классных воспитателей.

Выполнима ли миссия?

Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника за период его школьного образования.

Цель исполнения данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре.

Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя:

- координация жизнедеятельности отдельной группы учеников с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей;

- содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося;

- обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития;

- установление связи с родителями и взаимодействие с семьей на основании единой заботы о максимальном развитии каждого учащегося;

- ведение документации, отражающей процесс развития личности каждого ученика группы;

- педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и соответствующее педагогическое корректирование физического и духовного развития каждого ученика вверенной группы.

Человек - это звучит гордо

Профессиональная деятельность классного руководителя выстраивается в полном соответствии общей цели воспитания, которую ставит школа как образовательное учреждение, а именно: формирование личности как субъекта, способного строить жизнь, достойную человека.

Классный руководитель ориентирован на данную общую цель воспитания, содействуя становлению личности школьника как субъекта жизни, достойной человека.

Постановка такой цели предполагает формирование системы отношений к основным ценностям жизни: к человеку как носителю разума, нравственности и творчества, к обществу, предстающему для школьника как мировое сообщество, отечество, окружающие люди, семья и школьные товарищи, к природе как общему дому человечества и всех живых существ, а также к ценностным основаниям достойной жизни, таким как добро, истина, красота, и основным видам деятельности человека, таким как познание, общение, труд, игра.

Формирование ценностных отношений школьника осуществляется в общей системе школьного воспитания, однако индивидуальное прослеживание такого формирования возлагается в первую очередь на классного руководителя.

Содержание профессиональной работы классного руководителя определяется программой воспитания, принятой школой, осмысленной и разработанной с учетом региональных особенностей и конкретных социальных, природных и материально-технических условий. На основании программы воспитания классный руководитель составляет план работы с группой детей. Программа воспитания и план работы служат базой его профессиональной деятельности.

Работа классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры.

Ключ к дверце, за которой надежда

Пять ключевых задач реализуют данную цель классного руководства:

1. Создание благоприятного социально-психологического климата в учебной группе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.

2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более пестрый спектр социальных отношений так, чтобы разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) включали каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.

3. Организация духовно-нравственной деятельности детей в ее особенной роли осмысления жизни как таковой, общественной и личной, общечеловеческой и космической, а также автономной жизни личностного «Я» человека Земли.

4. Организация педагогической поддержки школьника и педагогическая индивидуальная корректива его жизнедеятельности во имя реализации всех потенциальных творческих способностей каждого воспитанника.

5. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива и индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить только в содружестве с другими.

Ключевые задачи в их практическом решении гарантируют общий положительный результат при условии неуклонного наполнения организуемой деятельности адекватным содержанием.

Оптимальная схема

Деятельность классного руководителя достигает цели и дает наилучшие результаты, если она проводится в определенной системе, выстроенной в русле основных направлений его работы.

Деятельность классного руководителя должна начинаться с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Зная особенности характеров, интересы и склонности учащихся, классному руководителю будет легче составить действенный план воспитательной работы.

Организация и воспитание классного коллектива - это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добивается единства требований и педагогических воздействий. Антон Макаренко справедливо указывал на то, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Каждый учитель и все вместе руководствуются едиными требованиями к учащимся, вместе с тем осуществляют индивидуальный подход к ним.

Классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями своего класса он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных ценностей как основы мировоззренческих ценностей, формирует у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет контроль за тем, как учатся его воспитанники, как посещают занятия, как участвуют в жизнедеятельности класса и школы в целом.

Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя. Он проводит ее совместно с детскими организациями, при активном участии учителей, родителей, общественности.

Значительное место в деятельности классного руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Уже с первых дней учебных занятий устанавливаются твердый режим и четкий внутренний распорядок, происходит разъяснение «Правил для учащихся», приучение к дисциплине и порядку.

В содружестве школы и семьи отражается демократизм российской системы образования. Связь школы с семьей осуществляется главным образом и в первую очередь через классных руководителей. Классный руководитель общается с родителями как равный с равными, как коллега с коллегами, и он, и они равнозаинтересованные союзники. Основной тон таких взаимоотношений: «Давайте посоветуемся», «А как думаете вы?»

Воспитанность учащихся класса оценивается по уровню их социально-культурного развития. О работе классного руководителя следует судить не по количеству и разнообразию мероприятий, а потому, какие отношения в классе и каков интеллектуальный и нравственный уровень в нем.