Досье «УГ»

Александр СОКУРОВ родился 14 июня 1951 года в Иркутской области. В 1974 году окончил исторический факультет Горьковского университета, в 1979 году - режиссерский факультет ВГИКа. В 1978 году снял первый полнометражный игровой фильм «Одинокий голос человека». С 1980 года - режиссер-постановщик киностудии «Ленфильм». Автор более сорока художественных и документальных фильмов, в том числе «Молох», «Телец», «Солнце». «Александра» - шестнадцатый игровой фильм режиссера.

- Я очень хочу, чтобы эту картину посмотрело как можно больше людей в России, - сказал после показа режиссер Александр Сокуров. - К сожалению, многие мои картины смотрят в основном за переделами страны, и среди них есть такие, которые российский зритель никогда не видел. Мне бы хотелось, чтобы «Александра» стала доступна массовому зрителю. Чтобы им было поддержано то ощущение тепла, веры в возможности нашего Отечества, в желание жить, что изначально закладывалось в фильм. Важно, что мы смогли сказать, что сила, величие, мужество, милосердие существуют, и важно, чтобы это было услышано. Кроме того, я мечтаю, чтобы российский зритель увидел именно такую Галину Вишневскую - исполнительницу роли Александры, где продемонстрировано высокое профессиональное актерское мастерство.

Я автор сценария, который писался специально для Галины Павловны. Если бы она по каким-то причинам не смогла сниматься в картине, то ее не ставили бы. Этот фильм - знак моей глубокой любви к великой актрисе и великому гражданину и, насколько это возможно, извинение перед ней за то, что в тяжелые годы противостояния с бюрократической машиной мы не помогли этой выдающейся семье.

Уже после первого просмотра оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова», где Галина Павловна исполняла главную роль, мне было понятно, что Вишневская - замечательная драматическая актриса. Тогда еще я подумал: если Господь позволит, я был бы счастлив работать с ней. И это осуществилось. Мы сделали то, что хотели сделать. Были честными, откровенными, искренними.

Фильм «Александра» снимался месяц, в Чечне. В почти боевых условиях. Было очень жарко и небезопасно. Но Галина Павловна вела себя стойко, вдохновляя всю съемочную группу. Когда продюсер Андрей Сигле говорил с ней до отъезда о предстоящих трудностях, Галина Павловна сказала: «Блокаду пережила и эти съемки тоже переживу».

Надо признаться, что перед поездкой несколько человек отказались от съемок. Однако, побывав в Чечне, стало понятно, что, если бы картина снималась в Петербурге, в декорациях, она не получилась бы такой пронзительной и откровенной.

- Александр Николаевич, случайно ли совпадение имен: вашего и главной героини?

- Имя и отчество «Александр Николаевич» в стране носят миллионы людей. Но некий символ, художественный код все-таки есть. В переводе с греческого Александр, Александра - победитель, а Николай - это, безусловно, Николай-чудотворец. Это словно священный путь победительницы, но победительницы, которой победа досталась через великое страдание.

- Как возник замысел картины?

- Я литературный человек, а не кинематографический. Мои идеалы и идеалы качества тоже в литературе. Кинематограф ничему меня научить не может. Идеи, если они есть в этой картине, можно найти в русской литературе: у Толстого, Достоевского, Чехова.

- На ваш взгляд, можно ли было избежать чеченских войн?

- Это очень сложный вопрос. Об этом приходилось говорить и во время съемок, и во время пауз. На мой взгляд, чеченские события - это классический мятеж. И, как всякий мятеж, он подавлялся самым жестоким образом. В подавлении мятежей ни одно государство меры не знает. Наверное, была вероятность избежать первую войну и соответственно вторую, но у гражданского общества нет достаточной информации по этому вопросу, поэтому говорить на данную тему действительно сложно. Но сегодня другого решения, кроме мира, нет. Хватит воевать. Мы сделали фильм о том, что война закончилась.

- Почему на Каннском фестивале фильм не взял приза?

- Потому что Каннский фестиваль в последнее время все больше склоняется в сторону политики. Члены жюри, не скрывая этого, выступали не в пользу России, и как нам стало известно, два члена жюри сказали, что никогда не дадут приз картине, где Красная армия показана с человеческим лицом.

- Солдат в «Александре» играли актеры?

- Частично это были солдаты, частично молодые петербургские актеры, многие из которых еще учатся в театральных вузах. Мы поместили их на съемочный месяц в разведроту, и они там служили. По мере приближения срока съемки в конкретном эпизоде, мы ребят забирали.

- Галина Павловна, это ваш дебют в драматической роли?

- Нет, я снималась в «Провинциальном бенефисе», коллаже по пьесам Островского. Играла примадонну. Однако большая драматическая роль у меня впервые. Какие сложности при этом возникали? Рядом с Александром Николаевичем ничего не казалось трудным. И потом, у меня хватило ума ничего не выдумывать самой, а полностью довериться режиссеру.

- Вы играете в фильме очень пожилую женщину. Превратить себя в старуху тоже надо решиться. Трудно было принять это решение?

- Нет. Правда, когда увидела себя в зеркале, испытала шок. Но быстро поправилась и сказала: я готова!

- Как вы думаете, в чем сила образа, созданного вами?

- Это обобщенный образ женщины. Женщины без национальности, которая идет по земле. Женщины как родоначальницы всего живого. Всех выносила в себе женщина. И вот она идет и смотрит, что из всего этого получилось. И что будет дальше? Но на этот вопрос ответа нет. На него каждый должен ответить сам. Для того и создавался этот фильм-размышление.

Санкт-Петербург