Два десятка лет назад, закончив отделение журналистики, я решила тем не менее попробовать себя в школе, как того хотела мама. Мне было чуть за двадцать, но в черном платье с белым воротничком, которое пришлось надеть в честь первого похода на будущую работу, выглядела старшеклассницей. В качестве «подмастерья» сходила на несколько уроков, все остальное время мышкой просидела в уголке учительской, боясь сказать лишнее слово взрослым и маститым педагогам.

Вечером мне позвонил директор - довольно противный дядька с ехидной улыбочкой, которую было «слышно» даже по телефону. Спросил: «Что это вы там устроили? Наши дамы говорят: встали посреди учительской, уперев руки в боки, и заявили, что всем тут покажете!».

Сказать, что я была удивлена, мало. Поражена, потрясена, убита наповал! И не пошла работать в ту школу, как, впрочем, и в другую, решив, что не хочу жить среди бабьих склок и сплетен. Лишь спустя годы, проведенные как раз в мужских коллективах, поняла, что на такой полет фантазии способен только сильный пол. Женщины сочиняют и привирают гораздо реже, чем мужчины, и гораздо ближе к истине. Я просто не понравилась директору, и он отказал мне совершенно в мужском стиле - спрятавшись за женские плечи.

Стереотип, существующий в общественном сознании, согласно которому в женских коллективах царит склочная и интриганская атмосфера, на мой взгляд, создан мужчинами. Более того - мужчинами-неудачниками, которым не удалось научиться управлять женским коллективом. Мое мнение подтвердила Инна Дмитриева, кандидат психологических наук. Неофициальное общение женщин на работе мужчины трактуют как проявление активной деловой борьбы. На самом же деле природа этого явления несколько иная. То «женское», что считается ужасным в педагогическом коллективе, как раз и есть в нем самое прекрасное, по словам Инны Дмитриевой.

Ведь женщины даже к своим соперникам относятся более человечно - предмет борьбы для них менее важен, чем непосредственные отношения между ее участниками. Женщина обычно не забывает, что после раунда «бокса» с коллегой на следующий день предстоит продолжать работу вместе. И чувство меры им, как правило, не изменяет. Бережное отношение женщин к своим сослуживцам проявляется и в деловой борьбе, и во всех аспектах сотрудничества. Активный интерес к личной жизни коллег объясняется не всегда примитивно - любовью к сплетням, чаще - искренним небезразличием к внутреннему миру каждого. Даже деловые отношения, предполагающие в классическом варианте минимизацию субъективного фактора, строятся ими иначе, как утверждает психолог. Так как центром жизни для большинства женщин является их семья, то и на работу переносят семейные принципы отношений.

У женщины значительно выше ежедневная потребность в интенсивном эмоциональном общении, в то время как мужчины добирают свою норму эмоций азартом. Именно поэтому слабый пол частенько ходит на работу не столько работать, сколько общаться. Вот к этому интенсивному общению и надо быть готовым, работая в женском коллективе. Если в мужском дружба не приветствуется, то нелюдимка в дамском обществе вызовет, по меньшей мере, недоумение. Многие коллеги будут пытаться сделать «новенькую» другом, причем, считают психологи, другом скорее, чем врагом. Поэтому лучше заранее настроиться на определенные ограничения количества подруг.

Есть два типа коллег, от которых стоит держаться подальше. Причем независимо от их пола.

Во-первых, так называемые «временно исполняющие обязанности». Эти люди, как правило, не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живет школа. Они достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, но не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями. Внеклассную работу «временщики» выполняют без удовольствия, не желают работать классными руководителями, довольно безразличны и к похвале, и к хуле. В общем-то ничего страшного в общении с ними нет. Правда, можно «заразиться» их безразличием и тоже стать «временщиком» - не только в глазах окружающих, но и в реальности. А российская школа при всех ее недостатках, на мой взгляд, замечательна как раз тем, что даже в самой плохой из них есть прекрасные педагоги, не просто работающие, но выполняющие миссию! И это хорошо, потому что именно осознание своей высокой роли в жизни детей и всего общества помогает им двигаться дальше, поднимаясь вверх - если не по карьерной лестнице, то по духовной.

А вот от «всадников с шашкой наголо» стоит отмежеваться решительно. Эти люди всегда в конфликте, в поисках врагов, проблем и недостатков. Они агрессивны, всегда точно знают истину: то кого-то клянут, то перед кем-то извиняются. Не разобравшись, созывают людей на баррикады, сконфузившись, тут же встревают в новую драку. Они превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что их дело - совсем другое: учить детей. Дружба с такими людьми - это вражда практически со всем миром.

Несомненно, для создания рабочей атмосферы важен и внешний вид. Встречают, конечно, по одежке, зато провожают по уму. Но зачем же ждать, пока вас проводят? Женщина за другой женщиной может замечать такие нюансы, которые невозможно даже привести в качестве примера. Но, как уверяют психологи, яркость на фоне всеобщей «серости» раздражает не только женщин, и даже не только мужчин, но и животных. Так что если вы пришли работать, а не эпатировать публику - исключите раздражающий фактор. Зависть - явление не просто общечеловеческое, а Вселенское. И школа - не место для дефиле. Но и впадать в другую крайность тоже не следует. Заношенный костюмчик и колготы в зацепках лучше пожертвуйте в пользу бедных.

Из-за того что дамы более разговорчивы, чем мужчины, женский коллектив - потенциальный клубок противоречий. Иногда споры «на пустом месте» доходят до полного неприятия позиции собеседницы и могут привести к долгосрочной ссоре. По данным английских социологов, максимальная нетерпимость по отношению к позиции собеседницы проявляется при обсуждении вопросов воспитания детей. Потому четко делите душевные и деловые беседы на эту тему. Деловое обсуждение проблем воспитания учеников должно быть конструктивным, а душевные лучше вести с подругой, и то как можно реже, особенно если она - ваша коллега. Излюбленный сюжет и одновременно повод для женской зависти - любовные перипетии. Если у вас все обстоит благополучно на данном фронте, рассказы о счастливых мгновениях в объятиях партнера могут вызвать непредсказуемую реакцию у сослуживиц, обделенных мужским вниманием. Поэтому не стоит одаривать коллег подробностями вашего головокружительного романа с суперменом или картинами семейного счастья с заботливым и преданным мужем. Старайтесь щадить чувства тех, кому не так повезло в жизни, как вам. Самые безопасные разговоры - это обсуждение рецептов: кулинарных, оздоровительных. Главное - все друг другу благодарны.

Социологи утверждают: для обстановки комфорта внутри коллектива его надо подбирать по половозрастному признаку. Соотношение мужчин и женщин в коллективе должно быть приблизительно равным, но, увы, в школе такое практически нереально. А потому - не мечтайте о несбыточном, живите с тем, что имеете. Сплетничать, увы, вам придется - так или иначе, независимо от половой принадлежности коллектива. В принципе, конечно, можно попробовать поставить себя «над» схваткой, но, как считает психолог, любое откровенное позиционирование «я не такая, как вы, клуши» немедленно обострит отношения. Есть одно бесспорное правило, которого следует придерживаться: где бы, когда бы и насколько секретно вы ни обсуждали коллег - говорите только то, что можете сказать им в лицо. Это не лицемерие, этого требует элементарная воспитанность. Держите себя в руках, и это сохранит не только вашу репутацию, но и теплые отношения с коллегами.

А если вы вдруг поняли, что сами стали объектом не самого приятного обсуждения, решайте, как действовать дальше. Можно гордо замкнуться, но это чревато - грозит навсегда отдалить вас от коллектива. Можно прислушаться и попробовать что-то изменить в себе - ведь иногда со стороны видно такое, о чем вы даже не подозреваете. А можно сделать вид, что вы ничего не заметили - любое «нападение», не подогреваемое ответной реакцией, постепенно сходит на нет. Надо только потерпеть. Главное - не забывайте про здоровый юмор! И не поддавайтесь искушению отплатить той же монетой. Если вы хорошо отзываетесь о своей недоброжелательнице, это больше красит вас в глазах окружающих, чем ее. При этом старайтесь не замыкаться на работе, на коллективе.

Ищите возможность полноценно общаться с мужчинами. Это просто необходимо для вашего нравственного здоровья: флирт повышает тонус и стабилизирует моральное состояние. Самый простой выбор - спортзал. Тут вам и фигура, и здоровье, и положительные «мужские» взгляды. Только не вздумайте переходить грань легкого флирта с вашими немногочисленными коллегами мужского пола, предостерегает кандидат психологических наук. Проблемы вам обеспечены почти навечно. Во-первых, наверняка у него где-то имеется жена, которую кто-нибудь непременно «ненароком» поставит в известность, во-вторых, не надо демонстрировать коллективу, что вы - лучше всех как женщина, если именно вас выбрал этот «мачо». «Мачо» он в любом случае - даже если ему под 60, он лыс и беззуб, но ведь он - один на всех! Королевой мечтает быть каждая, а зависть и ревность скрыть и сдержать крайне трудно. Именно эти чувства - самая благодатная среда для развития интриг и склок.

Казалось бы, правила поведения в женском коллективе не так уж сложны. Но многие педагоги, отдавая все время и силы своей души школе, довольно быстро становятся сварливыми, неуверенными в своей жизненной судьбе, постоянно зацикленными на работе, что само по себе и неверно, и глупо, поскольку никакая работа не представляет ценности сама по себе и становится значимой в связи с возникающими в коллективе наилучшими отношениями. К сожалению, учительство в своей массе - профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, сопровождающаяся взлетами и падениями, стрессами, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности. Как ни умаляй роль личности в истории, а климат в коллективе в первую очередь, по мнению психолога, зависит от директора школы. Принято считать, что женщина, умело управляющая своими подчиненными, должна быть стервой. Еще один миф. Директор должна быть, по мнению Инны Дмитриевой, в первую очередь мудрой - практически психологом, понимающим, как помочь учителю быть добросовестным, дисциплинированным и творческим педагогом.

Омск

...У женщины значительно выше ежедневная потребность в интенсивном эмоциональном общении, в то время как мужчины добирают свою норму эмоций азартом...

...Социологи утверждают: для обстановки комфорта внутри коллектива его надо подбирать по половозрастному признаку...

...Королевой мечтает быть каждая, а зависть и ревность скрыть и сдержать крайне трудно. Именно эти чувства - самая благодатная среда для развития интриг и склок...