Пленарный доклад директора Федерального института развития образования Фариса Харисова «Язык как средство сохранения и трансляции духовной культуры в полиэтническом обществе» настроил форум на конструктивный лад:

- В современной России происходит закономерный процесс, связанный с сохранением и развитием языков народов страны. Эта проблема поднята в разработанной учеными нашего института концепции национальной образовательной политики государства, ориентированной на обеспечение в новых исторических условиях межнационального согласия, единства и целостности России. А это предполагает согласование и сопряжение в сфере образования общегосударственных интересов и потребностей с потребностями и интересами общества, его народов, граждан, формирование отношений сотрудничества между ними, развитие языков и культур народов нашей страны.

Образовательная стратегия должна содействовать глубокому и всестороннему овладению учащимися основами национальной культуры, что, в свою очередь, выступает важнейшим условием интеграции в другие культуры, способствовать формированию у подрастающего поколения представлений о многообразии этнических культур, воспитанию толерантного отношения к национально-культурным различиям.

На форуме за тремя «круглыми столами» работали учителя родных языков, методисты институтов развития образования и усовершенствования учителей, центров повышения квалификации, главные специалисты министерств и управлений образования, научные работники. За одним из них обсуждали проблемы современного языкового образования в условиях поликультурности, за другим - рассматривали федеральный и национально-региональный аспекты языковой политики, за третьим - думали о том, какие учебные комплекты по родным языкам необходимы сегодня.

Были приняты рекомендации научно-практической конференции «Языковая политика Российской Федерации на современном этапе - проблемы и перспективы», адресованные в первую очередь исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также учреждениям системы повышения квалификации работников образования, авторам и издателям учебной и учебно-методической литературы по родным языкам.

В заочном и очном этапах Всероссийского конкурса учителей родных языков участвовали педагоги в основном сельских общеобразовательных учреждений из 28 субъектов Российской Федерации. Были представлены 25 родных языков.

Во время заочного этапа экспертная комиссия оценивала эссе «Мое педагогическое кредо» и научно-методические разработки уроков по родным языкам, которые выявляют наличие новых оригинальных подходов в обучении родному языку с опорой на знания обучающихся по русскому языку, степень использования методики изучения родного языка с опорой на опыт изучения русского языка, а также диалога культур, соответствие возрастным познавательным интересам и индивидуальным возможностям обучающихся, степень использования данных научно-методических разработок в педагогической практике.

На очном этапе конкурса жюри оценивало выполнение участниками творческих заданий, среди которых были мини-уроки и участие в фестивале родных языков. Были отмечены звезды педагогического труда в двух номинациях: учитель-новатор - это тот, кто создает инновационные технологии обучения, внедряет их в практику своей работы, и учитель-исследователь - тот, кто активно участвует в экспериментальной деятельности по своему предмету.

Главным призом за высокую методическую культуру была отмечена учительница осетинского языка и литературы школы №2 села Эльхотово Кировского района Республики Северная Осетия-Алания Белла Дзарасова. Главный приз конкурса - «Серебряное перо» как символ неустанного творческого труда учителя родного языка - Белле Николаевне вручил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина.