Актуальность этой задачи усугубляется и тем фактом, что отраслевой надзор в последнее время находится в поле особо пристального внимания генеральной прокуратуры. Однако анализ сложившейся ситуации по исполнению регионами надзорно-контрольных функций показал, что не все благополучно в этой сфере. В половине субъектов Федерации надзором занимаются специалисты органов управления образованием наряду с другими своими функциями, что вряд ли способствует эффективности их работы. Кроме того, значителен дефицит нормативного и методического обеспечения работы региональных служб надзора. В то же время Федеральный закон №258 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разделения полномочий» не только дал право, но и возложил на регионы обязанность заниматься надзорно-контрольной деятельностью.

- Мы не можем брать на себя все проверки образовательных заведений России, мы можем лишь проверять проверяющих, надзирать за надзирающими, - заявил на открытии Всероссийского совещания «Об актуальных направлениях развития надзорно-контрольной деятельности в сфере образования» руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов.

Хозяин - барин

Оказалось, что моделей организации контрольно-надзорной функции в регионах, по сути, две - вневедомственная служба, которая находится в ведении высшего органа исполнительной власти субъекта, и ведомственная, находящаяся в структуре органа управления образованием. Главное достоинство первой - независимость, впрочем, по мнению некоторых представителей этих служб, весьма относительная. Такая модель заработала с сентября этого года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Заместитель председателя правительства округа Алексей Майоров, рассказывая о функционировании такой обособленной службы, заметил, что провести четкую границу между службой и органом управления образованием достаточно сложно. Однако это необходимо, в противном случае, считает господин Майоров, возникает парадокс: сами принимаем решения, и сами себя контролируем.

Вообще, по мнению Алексея Николаевича, процедура аккредитации и лицензирования во многом превратилась в формальную, и зачастую по причине нехватки средств. Поэтому крайне необходимо усиление контрольных функций, как общественных, так и административных.

К слову сказать, самостоятельные службы по надзору и контролю пока что редкость. Их имеют лишь два с половиной процента регионов. Около 30 процентов предпочитают иметь ведомственную службу, которая может использовать уже имеющийся потенциал органа управления образованием, его внешние и внутренние связи.

- Выбирать модель организации службы по контролю и надзора - право региона, однако не должно быть такого, что у субъекта Федерации вообще нет подобной службы, - подчеркнул заместитель руководителя Рособрнадзора Павел Кондрашов и привел такую цифру: оказывается, на начало 2007 года около 70 процентов регионов вообще не имели службы по надзору и контролю, что на сегодняшний день, когда регионам придется заниматься лицензированием и аккредитацией своих образовательных учреждений, просто недопустимо.

Возникает, правда, еще один немаловажный вопрос с кадровым обеспечением таких служб. Особенно сейчас, когда четко прописано создание экспертных комиссий по лицензированию, куда должны входить прошедшие специальную подготовку эксперты.

- Либо вы должны организовать соответствующие курсы у себя в регионе, - заметила заместитель руководителя Рособрнадзора Елена Геворкян, - либо централизованно направлять своих специалистов в Федеральную службу по надзору и контролю. Мы включаем таких экспертов в базу данных.

Как избежать скандала?

Предварительно планировалось, что с 1 января 2008 года мы будем жить по новой системе контроля и надзора. Однако в соответствии со статьей 23 ФЗ №184 переданные регионам полномочия вводятся Федеральным законом о бюджете, но новый бюджет будет принят лишь в июле. Поэтому Президент РФ перенес срок введения этого закона на 1 января 2009 года. Таким образом, у регионов появляется небольшой запас времени, чтобы хоть как-то подготовиться к тому обширному объему полномочий, который свалится на их голову. К компетенции Федерации по-прежнему будут относиться образовательные учреждения и научные организации, которые реализуют программу послевузовского и высшего профессионального образования, федеральные ссузы, реализующие программы особого значения (к ним в первую очередь относится подготовка специалистов для военно-промышленного комплекса). Кроме того, Рособрнадзор занимается аккредитацией и лицензированием системы образовательных учреждений и филиалов, расположенных за пределами России, в его ведении все военные образовательные программы независимо от их уровня. Проведение ЕГЭ и научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций - также прерогатива федерального центра. Впрочем, Виктор Болотов заявил на совещании, что регион вправе включить итоговую аттестацию в полномочия своей надзорной службы, однако при этом он должен выделить на ее проведение деньги из своего бюджета. И еще весьма важное замечание: Рособрнадзор по-прежнему сохраняет за собой право провести проверку деятельности любого образовательного учреждения и органов управления.

- Мы будем стараться как можно больше сократить перечень тех учебных заведений, которые останутся на федеральном уровне. Уже с сегодняшнего дня мы не станем брать на лицензирование и аккредитацию учреждения среднего профессионального образования медицинского, педагогического и экономического профилей, а также те ссузы, которые готовят специалистов для культуры и спорта, - заявила на совещании Елена Геворкян.

- Однако если в техникуме или колледже есть хотя бы одна программа, попадающая в федеральный перечень, то этот ссуз проходит лицензирование и аккредитацию по всем программам на федеральном уровне, - уточнил Виктор Болотов.

Примечательно, что Федеральная служба по надзору и контролю вправе проводить лицензирование и аккредитацию зарубежных высших учебных заведений, правда, только в том случае, если на это есть добрая воля вуза. Особенно много высших учебных заведений, желающих проверить свое качество образования в соответствии с российскими стандартами, в Белоруссии.

Елена Геворкян особенно подробно остановилась на тех изменениях, которые внесены в процедуры лицензирования и аккредитации в связи с вступлением в силу ФЗ №56:

- Процедура аттестации как самостоятельная ликвидируется и включается в состав государственной аккредитации. Расширена нормативная и правовая база процедур установления и признания эквивалентности документов об образовании. Кроме того, удалось вывести докторантуру из процедур лицензирования.

По мнению Елены Николаевны, данный закон поможет обеспечить гармонизацию процедур оценки качества образования, а также эффективное функционирование системы контроля и надзора.

Елена Геворкян также обратила внимание руководителей органов управления и представителей региональных служб надзора и контроля на те изменения, которые произойдут в законе о воинской обязанности с 1 января 2008 года:

- Если раньше студентам дневного отделения государственных учебных заведений отсрочка от армии предоставлялась независимо от того, по аккредитованным программам обучаются они или нет, то сейчас все вузы приравняли к негосударственным образовательным учреждениям, и теперь правила игры одинаковы для всех. Отсрочка от армии предоставляется только тем студентам, которые обучаются по аккредитованным программам. Военкомы об этом знают и просят нас дать сведения по неаккредитованным вузам.

- Ваших ребят могут призвать в армию прямо со студенческой скамьи, поэтому обязательно проверьте, все ли программы ваших учебных заведений аккредитованы, - обратился к собравшимся Виктор Болотов, - причем не важно, федерального или регионального подчинения эти учебные заведения. Ведь они находятся на вашей территории, значит, и скандалы в случае чего будут ваши.