- Татьяна Павловна, солидный управленческий стаж помогает в работе?

- Не сказала бы. Становится все труднее, ведь постоянно происходит обновление содержания работы. Конечно, можно жить легко - если просто функционировать. Но мы пытались развиваться даже тогда, когда денег не хватало.

Статфакт

За два последних года доля расходов местного бюджета на образование выросла в Пряжинском районе с 33 до 51 процента.

Процесс оптимизации непрерывен. Но каждый понимает ее по-своему. Кто-то - как минимизацию расходов, а я - как создание оптимальных условий для образования. Важно сохранить не саму школу в том или ином населенном пункте, а образовательную услугу. Она будет оказана там, где есть для этого все условия. Искусственно поддерживать школу из-за общественного мнения - значит обделять детей. Если учреждение не соответствует нормам санитарной и пожарной безопасности, не может дать качественное образование - с чем ребенок выйдет в жизнь? При мне было закрыто четыре школы - две начальные и две основные. Там было мало учеников, в Койвусельге, например, всего двое.

- И все-таки общественное мнение в основном против закрытия?

- Мы, конечно, его учитывали, поэтому не спешили. К процедуре ликвидации готовились в течение года. Начинали со встречи с коллективом. Когда педагоги сами приходят к осознанию, что им не справиться с подготовкой выпускников на уровне современных требований, они постепенно становятся нашими союзниками. Потом идем к родителям. В ту же Койвусельгу я приезжала трижды, выслушала аргументы всех родителей. А потом посадили в школьный автобус детей и родителей и привезли в Ведлозерскую школу, куда им предстояло перебраться. И когда они своими глазами увидели современную школу с компьютерным классом, спортивным залом, хорошей библиотекой, узнали, что при школе работают секции и кружки, то согласились.

- Но ведь убедить детей и родителей - еще не решить все проблемы.

- Конечно, еще необходимо создать условия не только для обучения, но и для проживания и подвоза ребят. Проблема - пришкольные интернаты. Они содержатся за счет местного бюджета, а в законе о финансовых нормативах расходы на их содержание не предусмотрены. Возникает проблема обеспечения мебелью, оборудованием, продуктами питания. Недавно пришлось принять непопулярное решение о распространении родительской платы за питание на всех детей, проживающих в интернате (раньше платили только старшеклассники). С 1 октября родители всех детей сдают плату за питание - 400 рублей в месяц. Льготы предоставляются многодетным и малообеспеченным, они платят вдвое меньше. В интернатах, как правило, все дети из лесных поселков, где нет работы - то есть их семьи и относятся к малообеспеченным. Есть у нас предложение расширить республиканскую программу «Адресная социальная помощь», благодаря которой дети получают горячий завтрак: хорошо бы добавить и обед для учеников, проживающих в интернате. И сумма-то требуется небольшая - в Карелии всего в трех районах есть пришкольные интернаты.

- Но вот вы убедили в необходимости учиться в другой школе. И что - все довольны?

- Мы проводили опрос детей и родителей в двух школах - что, на их взгляд, изменилось с переходом из малокомплектной в крупную школу. Оценки дают противоречивые. Как положительное отмечают то, что у ребенка появилось много друзей, есть возможность заниматься в спортивных секциях и различных кружках. Но поначалу жалуются, что дети стали хуже учиться. Родители судят в первую очередь по оценкам, а ведь у ребенка идет процесс адаптации, да и требования к качеству знаний в большой школе выше. Со временем начинают это понимать.

Был курьезный случай. Дети пожаловались директору своей новой школы на уроки английского: «Учитель все время говорит по-английски, а у нас только отдельные слова произносили. Мы так не привыкли!»

Еще родителям не нравится, что собирают деньги на учебники. В маленькой школе это не практиковали, годами учились по тем, которые есть, а в новой школе строго следят за соответствием обязательному перечню. Качественное образование - это главный критерий при реструктуризации. По этой причине мы объединяем некоторые основные школы с детским садом.

- Что это дает?

- Единство управления, преемственность программ. Педагоги детского сада подчиняются директору школы. Программа развития составляется с учетом дошкольного образования. Это выгодно и для муниципалитета - экономятся средства на содержание зданий. Сегодня у нас открыты две основные школы с дошкольными группами плюс школа-сад. В прошлом году были внесены изменения в республиканский закон о финансовых нормативах - теперь, если при школе есть дошкольная группа, ее можно финансировать из средств субвенции. Прежде все эти расходы ложились на муниципалитет. В этом году удалось перекинуть освободившиеся средства на открытие еще одной дошкольной группы в поселке Пряжа, где особенно остро встала проблема дефицита мест в детском саду.

- Изменения в закон внесены, наверное, благодаря вашей работе с депутатами?

- Это была инициатива Министерства образования Карелии, где знают о наших бедах. Добавление всего двух слов в закон помогло решить проблему.

Ожидаем от наших законодателей еще одну поправку - относительно образования детей с особыми нуждами. Мы обучаем всех, в том числе и детей с ограниченными возможностями. И это куда более серьезные расходы. Например, рабочее место для организации дистанционного обучения ребенка-инвалида обходится в 115 тысяч рублей, а норматив предусматривает всего 700! У нас таких ребят в школах и садах более пятидесяти, а техникой пока обеспечены только двое.

- Национальные проекты добавили вам хлопот?

- Пусть больше будет таких хлопот! Благодаря им меняются люди, подходы к управлению, обновляется содержание школьного образования. Цель проектов - системные изменения, и они действительно происходят. Взять подключение школ к интернету. Техническую и содержательную стороны берут на себя федеральные и региональные власти. Мы же должны позаботиться о том, чтобы была исправна электропроводка, заземление, закуплено соответствующее оборудование, да и многое надо подготовить на муниципальном и школьном уровнях. Раньше до этого руки не доходили, да и средств не было.

Или гранты лучшим учителям. Вначале людей приходилось уговаривать. Стеснялись - как это заявить, что я лучший? Сейчас уже у многих азарт появился: а я тоже могу!

- Национальные проекты инициированы Москвой. А какие идеи родились у вас?

- Наша местная инициатива направлена на самое уязвимое - поддержку молодых специалистов, зарплата которых сегодня просто недостойная. Каждый год в школы района приходят 5-6 молодых специалистов. В первый год работы выплачиваем им надбавку в 30 процентов, во второй год - 20, в третий - 10. Снижение оправданно: с появлением стажа молодой специалист получает возможность повысить разряд и тем самым свою зарплату.

В маленьких населенных пунктах молодых нечего и ждать, пока проблема не будет решаться комплексно - должны быть полная нагрузка, жилье, работа для второй половины.

Статфакт

Педагогов со стажем менее 10 лет в школах Пряжинского района - 10 процентов, а учителей-пенсионеров - 35 процентов.

- Вопрос номер один сейчас - качество образования. Знаю, что результаты ваших подопечных по ЕГЭ не были блестящими?

- Не ниже республиканского уровня, а в Эссойльской школе - выше. А вообще школу мы сравниваем с ней же самой. Лучше сдали ЕГЭ по русскому языку, хуже - по математике. Но выпускники наши поступают неплохо - в вузы Петрозаводска, Москвы, Питера. Из 134 выпускников этого года 51 стали студентами.

Главная опасность единого государственного экзамена в том, что мы не столько учим теперь, сколько готовим к ЕГЭ. Трудно совместить контрольно-измерительные материалы и содержание программ, по которым работаем. Знаю это на собственном примере, поскольку до сих пор преподаю обществознание в школе и два года готовила детей к ЕГЭ. Некорректные вопросы, непонятные ответы...

Статфакт

В 2005 и 2006 годах в Пряжинском районе средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку был ниже республиканского, а в этом году впервые сравнялся с ним и стал равен 50, то есть четверке. По математике районный показатель на балл ниже среднего по республике - 47.

Стараемся, чтобы педагоги имели высокий уровень профессиональной компетентности. Отправляем на курсы повышения квалификации, очень помогает проект «Информатизация системы образования». В районе открыт Межшкольный методический центр - это центр повышения квалификации педагогов средствами ИКТ. Приходят учиться и люди в возрасте, консервативных, казалось бы, взглядов. Понимают: ребятам интересны учителя, которые говорят с ними на одном языке. Рада, что теперь каждый педагог пользуется компьютером, а многие даже сами создают цифровые образовательные ресурсы.

Статфакт

За два последних года количество педагогов с высшим образованием увеличилось в районе с 62 до 80 процентов.

- Что вы считаете своим достижением?

- При всех финансовых сложностях удается решать проблему ремонта школ. В этом году получили в Минфине кредит на два миллиона - для приведения в порядок канализации, электропроводки и приобретения средств противопожарной безопасности. Вообще-то требовалось 6 миллионов 800 тысяч, но... Пришлось выбрать самое необходимое, связанное прежде всего с безопасностью. Препятствие - конкурсы, которые мы обязаны устраивать по закону. Много появилось недобросовестных подрядчиков, которые сбивают цену, выигрывают конкурс, получают аванс в 30 процентов - а потом их ищи-свищи. Только время теряем, почти месяц на каждом подряде.

К достижениям - не личным, а нашим общим - отношу то, что сельские школы в условиях национального проекта не чувствуют себя на периферии, обретают силу, уверенность. Этому способствует и увеличение субвенции. Наша задача - эффективно тратить средства, предоставленные государством. Во всех школах обновили мебель, закупили оборудование, компьютеры, наглядные пособия, станки, швейные машины, музыкальные центры, магнитофоны, программное обеспечение, учебники, пополнили фонды школьных библиотек.

Каждый год 1 сентября я отправляюсь в маленькую отдаленную школу. Последний раз была в Улялегской основной, где всего 34 ученика. Там начало учебного года - всеобщий праздник. Пришли родители с маленькими детьми, ветераны-педагоги. Чему я порадовалась? Новому туалету, пусть деревянному, и компьютерному классу с интернетом. И еще тому, что появились в школе два молодых специалиста, а среди них - учитель информатики, который будет заниматься и с детьми, и с учителями. Такие вот у нас достижения.

Пряжинский район, Республика Карелия