Татьяна ЩУР, директор гимназии «Альма-матер», Санкт-Петербург: Взгляд со стороны

Конкурсы и олимпиады - это прежде всего внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности школы. Сколько угодно можно говорить, что наши дети талантливы или мы их хорошо научили и они прекрасно воспитаны, и успокаивать себя этим, но когда ребенок начинает наравне со всеми участвовать в различных проектах, его неизбежно оценивают со стороны. И этот сторонний взгляд, независимый, незаинтересованный, служит подтверждением или упреком работе образовательного учреждения. Что очень важно для дальнейшего развития. Так же как и участие в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование». Помимо финансовой помощи, он позволяет определить свой уровень, какое место в рейтинге школ ты занимаешь. Соответствуешь ли ты своим представлениям и ожиданиям, или твоя деятельность - это одно, а реальность - это другое?

Насколько объективна сторонняя оценка? Думаю, что она ставится с высокой долей объективности. Да, наши педагоги участвуют в олимпиадах, но не вместе с нашими детьми, и не могут влиять на оценки. Мы практически завсегдатаи городских и всероссийских олимпиад по русскому языку и математике, а также университетских олимпиад, и у нас не сложилось впечатления, что детей «засуживают». Они показывают те результаты, которые соответствуют нашим ожиданиям.

Когда в этом году мы выиграли конкурс в рамках нацпроекта «Образование», а это случай уникальный: будучи негосударственным образовательным учреждением, мы участвовали в нем наряду с государственными школами и получили грант от правительства Санкт-Петербурга, то нас очень волновало, сколько баллов нам поставит экспертная комиссия? И обрадовались, когда сторонняя оценка оказалась достаточно высокой.

Александр ШИШКОВ, директор Большеякшенской школы, Бутурлинский район, Нижегородская область: Что дают олимпиады и конкурсы?

По сути на этот вопрос лучше всего ответили учителя нашей школы. На заседании школьного методобъединения они методом мозгового штурма создали свое коллективное мнение. Вот некоторые их ответы:

стимулируют учебную и внеучебную деятельность учителя и учеников;

расширяют кругозор;

обогащают словарный запас;

заставляют учиться мыслить;

учат работать со справочной литературой.

А еще в результате участия в олимпиадах и конкурсах прививаются навыки самообразования, потому что детям приходится самим искать материал в интернете, в книгах, появляется удовлетворение своей работой; и у школьников, и у учителей повышается самооценка, раскрываются творческие возможности, поднимается авторитет школы и педагогов в глазах родителей и общественности. Происходит социальная адаптация детей во время проведения конкурсов, общения со сверстниками. Развивается речь, ораторские способности. Дети учатся публичным выступлениям, больше раскрываются в своих творческих возможностях. Формируется благоприятный микроклимат в школе. Углубленное изучение разных дисциплин развивает мышление, творческие задатки, появляется интерес к познанию нового, к предмету, к применению полученных знаний и навыков в жизни. У детей появляется самоуважение, желание стать успешнее, лучше учиться, а у учителей - стремление работать лучше, применять новые приемы на уроках и во внеклассной деятельности. У родителей повышается уважение к школе, доверие к ней. Они активнее участвуют в школьных мероприятиях и конкурсах. Идет совместная работа детей, родителей и учителей.

Вот такие мнения, и я с ними полностью согласен. Однако хочу сказать, что еще года три назад мы несколько боялись участвовать в конкурсах. Не было опыта - ведь есть определенные требования к оформлению материалов, нужно тратить время, искать литературу, информацию. Но потом, когда начали участвовать и побеждать на областном уровне и даже на федеральном, то уже появилось стремление... Как я считаю, неистребимый дух победы в человеке. И еще нам очень помогло, то есть подтолкнуло к участию в разных конкурсах, выбранное школой направление - развитие социального партнерства. Мы стали расширять круг общения и соответственно выходить на конкурсы, олимпиады, фестивали. Теперь этот поток становится лавинообразным. Если сначала у нас были единичные случаи, то сейчас я даже не могу на память перечислить все конкурсы, в которых наша школа участвует. При этом повышается качество работы и учителей, и учеников, и самой школы в целом.

Вот и завоевать президентский миллион в приоритетном национальном проекте «Образование» нам тоже помогла конкурсная активность. Баллы, которые выставлялись за участие в конкурсах разного уровня и результативность этой работы, повысили наш рейтинг по сравнению с другими образовательными учреждениями.

Кроме того, повышается и квалификация педагогов. Многие учителя уже сами, без всяких напоминаний стремятся получить более высокую категорию. И это, конечно, сказывается на качестве преподавания.

Татьяна ГАУЛА, директор гимназии №9, Воронеж: Самых талантливых ждут лучшие вузы страны

В нашей гимназии, как в инновационном учреждении, уже более десяти лет реализуется программа «Одаренные дети». Мы целенаправленно работаем над развитием личности ребенка, его природных наклонностей и способностей. Благодаря уровню гимназического образования наши ученики получают высокие результаты на олимпиадах.

На районном уровне ребята занимают призовые места по большинству предметов. В позапрошлом году у нас было 63 победителя и призера, в прошлом - 57, а в нынешнем - 61. По русскому языку, литературе, экономике, математике, английскому, информатике, обществознанию, истории и химии все первые командные места у нас.

В областных олимпиадах в 2005 году у нас было 11 победителей, в прошлом - 12. Наши ученики побеждают и на республиканском уровне: двое стали призерами олимпиад по истории и русскому языку в позапрошлом году, а в прошлом - по обществознанию и истории.

Что это дает детям? Во-первых, повышается интерес к учебе, появляется уверенность в своих возможностях, своего рода закалка к подобным испытаниям. Кроме того, участие и победы в олимпиадах открывают перспективы для поступления в вуз.

В прошлом году мой ученик Олег Рыбалкин занял на республиканской олимпиаде по истории второе место, сейчас он - студент МГИМО. У Наташи Беляковой было третье место по русскому языку, и ее пригласили сразу в несколько вузов. Она решила остаться в Воронеже и учится здесь. Другими словами, дети, участвующие и побеждающие на олимпиадах, могут выбрать лучшие вузы страны и без проблем поступают на бюджетные места.

Если говорить о школе в целом, то именно по результатам олимпиад мы определяем эффективность своей педагогической деятельности. Новая система оплаты труда предоставляет определенные возможности для стимулирования учителей. Педагоги заинтересованы в оценке своего труда. Важным моментом стало участие в нацпроекте: ведь когда подают документы на конкурс лучших учителей, один из ведущих показателей - это количество подготовленных победителей олимпиад. Стимулируются методическая работа учителя, новые подходы к уроку, к системе преподавания. Важно самообразование педагога, ведь для того чтобы работать с одаренными детьми, надо быть на голову выше, чем обычный учитель.

Поэтому одна из задач школы - вырастить педагога высокой квалификации. И мы это делаем. Например, если к нам приходит молодой учитель, мы не даем ему классы с углубленным обучением. Там сложная программа, и работают, как правило, преподаватели первой и высшей категории. Но мы помогаем молодым подниматься и готовим к преподаванию в таких классах. Начинающие перенимают опыт своих коллег, обучаются на курсах. Особый упор делаем на использовании интерактивных средств обучения, чтобы учителя овладевали новыми методиками. Инновационные процессы, происходящие сегодня в школе, позволяют укрепить учебно-методическую базу и повысить квалификацию учителей. А это, в свою очередь, дает высокие результаты на олимпиадах.

В школе появилось принципиально новое оборудование. Теперь у нас есть и мобильный компьютерный класс, и четыре интерактивных кабинета - физика, химия, биология и география. Всего в школе 63 компьютера, 6 интерактивных досок и 9 мультимедиапроекторов.

Для учителей подготовка ребят к олимпиаде - это дополнительная нагрузка, дополнительная самоподготовка, причем очень большая, потому что надо и овладеть программами, и разработать свои уроки, и позаниматься с олимпиадниками - все это достаточно сложно. Поэтому мы стараемся и создаем условия для обеспечения учебного процесса и материально поощряем наших учителей.