Ее класс

Надежда Михайловна говорит, что в восьмом классе подростки больше всего начинают думать об отношениях - с учителями, родителями и, естественно, между собой. Конфликты возникают в таких ситуациях, на которые раньше никто внимания не обращал. Например, мальчишки все еще продолжают «по старинке» (как в пятом классе) дергать девчонок за косы. А девчонки - удивительное дело! - вместо того, чтобы хлопнуть в ответ обидчика учебником или пожаловаться учительнице, тихо и гордо отворачиваются. Дети явно повзрослели, особенно девочки, и упускать из вида этот момент нельзя. С подростками надо обязательно разговаривать, обсуждать происходящие перемены. Это вдвойне важно, потому что направить в нужное русло мысли и поступки подрастающих ребят кроме учителя часто больше некому.

В воронежской школе №5 Надежда Крючкова работает с 2003 года, а до этого практически 20 лет вела историю в одной из школ Рязани. Закончила истфак Воронежского госуниверситета, а потом вслед за мужем уехала в чужой город. Говорит, когда вернулись в Воронеж, была у нее мысль попробовать себя не в школе, а в какой-нибудь иной сфере, но:

- Я детей очень люблю! Поняла, что без них не смогу, и довольно быстро выбрала именно эту школу. Покорило обаяние директора Надежды Андреевны Золотаревой. Она очень энергичная, со множеством творческих идей. И коллектив у нас хороший, есть заслуженные учителя: филолог Ольга Николаевна Кургузова и биолог Клавдия Семеновна Гостилова. Дети в школе достаточно целеустремленные. Хотя район у нас не элитный, а самый обычный, чересчур агрессивных детей нет. Конечно, в каждом классе есть ребята, с которыми надо работать индивидуально, но в целом, когда в школе дружественная, творческая обстановка, есть стабильность и единые требования ко всем, это и на детях отражается положительно.

Среди всех восьмых класс Надежды Михайловны самый наполненный - 27 человек. В первый год, когда она только пришла в эту школу, классного руководства у нее не было. Потом дали 5-й «А», и она этому рада до сих пор. В классе более углубленно преподаются русский язык, литература и английский. Есть дополнительные факультативы по русскому, а также по истории, которую у ребят ведет сама Надежда Михайловна. В этом году начали изучать «Живое право» - новый спецкурс, направленный на расширение правовых знаний у детей. В основе курса применение активной методики, при которой дети работают в группах по 5-6 человек и самостоятельно ищут материал к выбранной теме. После того как тема полностью проработана, ученики делают ее презентацию. По словам Надежды Михайловны, такая форма работы наиболее соответствует требованиям школы №5, так как с 2000 года она работает с применением ПИТ - проектно-исследовательских технологий.

- Мне это очень нравится, потому что, работая в таком режиме, можно активно решать главную проблему, стоящую перед обществом и образованием в наши дни, - формирование социально активной личности, которая не будет пассивным наблюдателем всего происходящего, а сможет изменить жизнь в лучшую сторону. Проектно-исследовательская технология как раз и формирует качества характера, необходимые активному гражданину. А я как воспитатель стараюсь научить ребят тому, чтобы они не были равнодушными. Это, на мой взгляд, сейчас главное. Слишком много вокруг негативной информации, в первую очередь на телеэкранах. Этот негатив уводит детей от той системы ценностей, которая должна быть. Наша задача - вернуть ребят к вечным ценностям. Радует, когда видишь, что подростки становятся добрее, что они неравнодушные и всегда заметят, кому нужна помощь. В нашей жизни важно не просто дать знания, но и воспитать человека.

Хранители памяти

Как вдохнуть жизнь в эти на первый взгляд привычные слова, Надежда Михайловна хорошо знает. В первую очередь, она не разделяет свою работу учителя-предметника и работу классного руководителя. В рамках спецкурса «Живое право» ее ученики уже выполнили несколько проектов, и ни один не оказался «для галочки». Со старшеклассниками создали школьный центр правовой помощи, где собрали весь справочный материал, даже на случай возможных обращений в правоохранительные органы. Ребята умудрились заполучить копию настоящего протокола допроса и реальное заявление в милицию, сами ходили в прокуратуру и в районный отдел внутренних дел. Готовили справочные визитки, к кому можно обратиться в трудных жизненных ситуациях, и советы на случай, если вы вдруг стали потерпевшим или очевидцем преступления.

Еще один проект называется «Памятнику - вторую жизнь». Начался он много лет назад и продолжается по сей день. Школа №5 шефствует над братской могилой №15, где захоронено более 3000 солдат Великой Отечественной и мирных жителей, погибших в Воронеже в годы войны. Могила находится в двух остановках от школы, и ребята ухаживают за ней: зимой убирают снег, осенью - листья, весной сажают цветы. В школе организован музей, и его активисты занимаются поисковой деятельностью: имена некоторых захороненных до сих пор неизвестны, ребята пытаются их установить.

Надежда Михайловна тоже водит свой 8-й «А» ухаживать за этой братской могилой. Когда ребята учились в пятом - помогали старшеклассникам, а теперь уже два года, как сами стали главной рабочей силой. Однажды за один раз вывезли 20 мешков мусора: в последние годы у некоторых взрослых отношение к памяти поменялось, и некогда торжественные тихие братские могилы все чаще становятся приютом для бомжеватых компаний с многочисленными пивными баклажками.

В прошлом году учителя пятой школы получили грамоту с благодарностью от городского совета ветеранов за патриотическое воспитание молодежи, а дети - за то, что помнят о погибших и ухаживают за братской могилой. Кстати, на территории школы недавно был открыт памятник учителям, погибшим во время Великой Отечественной.

- Работа по сохранению памяти, - говорит Надежда Михайловна, - помогает в воспитании детей. Они меняются, задумываются над историей своей страны. А чувство патриотизма воспитывается на реальных делах, оно - живое!

В ее плане классных мероприятий на первое полугодие еженедельно расписаны все классные часы. Темы разные. «Умейте миром дорожить!» - первый Урок мира в сентябре. «Памяти павших будьте достойны» - классный час, посвященный Международному дню памяти жертв фашизма. «Давайте будем здоровыми людьми!» - это о здоровом образе жизни. Регулярно проводятся классные часы по правилам дорожного движения, по предотвращению чрезвычайных происшествий и по технике безопасности. На февраль запланирован классный час «Герб моей семьи, каким он может быть». 2008 год объявлен Годом семьи, и дети уже получили задание, каждый работает над своим проектом - пробует составить возможный герб своей семьи и родословную. Родители заинтересовались, помогают детям.

Родитель - главный помощник

Хорошие взаимоотношения с родителями учеников - необходимое условие успешной работы в классе. Надежда Михайловна это всегда учитывает и придерживается некоторых правил. Обычные собрания проводит раз в четверть, но иногда и чаще, если есть проблемы. Тем не менее старается лишний раз родителей в школу не вызывать, телефоны есть у всех:

- Связь поддерживаем постоянно. Все знают мой домашний и мобильный. Родители работают, приходят поздно и позвонить могут только вечером. У меня в классе нет родителей, которые не интересуются своим ребенком. Даже если не получается прийти на собрание, они всегда звонят. Между родителями есть взаимопонимание. Недавно у одной нашей семьи сгорел дом. Родительский комитет собрал материальную помощь, откликнулся весь класс. Так же поступили, когда в другой семье умер отец. Я очень благодарна родителям за их участие.

Родительский комитет в 8-м «А» выбирается сразу на год. На первом собрании Надежда Михайловна просит родителей кроме домашнего адреса и телефонов записать в специальной тетради, в какое время родители свободны - среди недели или в выходные дни, вечером или утром. При этом обычно сразу пишут, чем именно могут помочь классу. Это для того, чтобы классный руководитель знала, к кому можно обратиться в разных ситуациях. Например, у одного папы есть небольшой грузовик, а это при ремонте кабинета или покупке подарков для класса - первое дело. Некоторые мамы работают в турфирмах и могут организовать самые разные поездки.

Сами с усами

Свою взрослость и серьезность ребята доказывают на деле. Надежда Михайловна показала мне целую папку с материалами по классному самоуправлению. В ней - какие службы работают в классе и какие портфели распределяются в начале учебного года.

Главный орган самоуправления - классное собрание. Перед ним отчитываются: служба правопорядка, служба сохранения здоровья, редколлегия, затейники (по-старому, культмассовый сектор), хозяйственная группа, диджейская, служба озеленения, а еще есть физруки, ответственный дежурный и выборный староста. О каждом у классного руководителя нашлись теплые слова.

Например, в последний год очень активизировались хозяйственники. В основном это мальчишки, которые занимаются благоустройством кабинета. Не так давно принесли в класс две банки моющего средства и тряпочки, а то, говорят, как уборка, так обязательно кто-нибудь забудет и не принесет, а теперь у нас запас будет! Швабру отремонтировали, за стульями смотрят. Недавно решили, что надо в класс часы купить и повесить их над доской, чтобы все ценили оставшиеся до звонка минуты. Сами обратились в родительский комитет, получили деньги и купили круглые настенные часы. Сами же повесили их над доской.

А вы смотрели «Двенадцать»?

- У них сейчас, - продолжает Надежда Михайловна, - тот самый возраст, когда формируются понятия о дружбе и настоящей любви. Поэтому с ними обязательно надо говорить об этом, иначе влиять на ребят будет одно телевидение.

В ноябре у нас запланирован классный час в форме «аукциона мнений», тема - «Умею ли я любить». Знаете, иногда просто удивляешься, насколько подростковое сознание искривлено в этом вопросе. Поэтому я стараюсь чаще говорить о возвышенных чувствах, стараюсь преподнести их с лучшей стороны.

В продолжение темы - классный час-беседа «Люди, без которых мне одиноко». Раньше, в

5-6-м классах, Надежда Михайловна часто проводила с ребятами анкетирование в игровой форме. То есть просила нарисовать, например, как можно рассадить гостей на своем дне рождения: «Где вы посадите своих родителей? Кому из друзей определите место рядом с собой?» Или второй вариант: «Кого бы вы взяли с собой на необитаемый остров?»

Некоторые ребята ни маму, ни папу с собой не брали.

- В прошлом году мы проводили анкету «Семейные традиции». Ребята из трех семей не смогли назвать ни одной традиции. Конечно, я потом поговорила об этом с родителями, и они согласились, что ребенку необходимо чувствовать и заботу, и любовь и что семейные праздники очень нужны.

- Вы постоянно проводите анкеты с детьми?

- Стараюсь делать это как можно чаще. Обычно анкетирование у нас предваряет классный час на ту же тему, помогает настроить ребят на серьезный лад, активизировать их мысли. Дети пока недостаточно взрослые, и они еще не умеют хитрить, стараются искренне отвечать на вопросы. Конечно, в старших классах они уже смогут уйти от ответа или вообще замкнуться, ничего не написав. И, кстати, этому надо противостоять. Надеюсь, если они сейчас привыкнут отвечать искренне, возможно, потом это поможет им не закрыться, не замкнуться в себе.

- А где находите темы для анкетирования?

- Есть специальные методические пособия, тематика классных часов, обязательные темы, которые нам дает руководство. Но от этого работа классного руководителя не перестает быть творческой. Иногда едешь в транспорте, и вдруг возникает идея: да, надо поговорить вот о чем! И обязательно вот это обсудить! В такой момент, бывает, даже жалеешь, что ребят нет рядом, что обсуждение надо отложить на день, а то и больше.

Но, конечно, не все делается экспромтом. Я предпочитаю заранее подготовиться, в том числе и к классным часам: ведь время идет, меняются жизненные ситуации и ориентиры. И чтобы быть, как дети говорят, в теме, приходится и литературу читать, и фильмы смотреть.

Меня одиннадцатый класс недавно спрашивает: вы смотрели фильм «Двенадцать»?.. А у меня дома диск лежит, но никак не выберу время для просмотра. Тут же начала себя укорять: надо обязательно посмотреть! Надо знать, чем живут ребята, на что отзываются их души.

Воронеж