В последние годы, покуда целый ряд мер по стимулированию учительского труда не был претворен в жизнь, из школы уходило больше, чем приходило в нее. Сложилась даже своего рода поговорка: «Каждый знает кого - то, кто бежит из школы». С тем, чтобы учителей в школу вернуть, правительство предприняло самые решительные меры. Например, заметно снизились нагрузки учителей - так, по инициативе правительства 24(!) функции чисто административного толка, ранее висевшие на каждом учителе, были сняты с его плеч, учителю стали больше платить. Наконец, с огромным размахом прошла по стране в последнюю пару лет рекламная кампания, зазывающая в учительскую профессию. Где бы ни довелось вам оказаться - в здешнем кинотеатре, в метро, в баре, всюду встречали вас огромные рекламные плакаты, гласившие: «А вы можете расширить горизонты?» Или: «Это может дать вам неплохой старт - 17 595 тысяч фунтов стерлингов стартовой зарплаты» (имеется в виду годовая зарплата. - О.Д.). Или : «Можете вы помочь кому-то в его развитии?» Однако, пожалуй, самым впечатляющим, самым эффектным лозунгом из всех, зазывавших в учителя, стал лозунг телевизионной рекламы - «ТЕ, КТО МОГУТ, - УЧАТ!» Этим гордым призывом был брошена перчатка старому и, как считают педагоги, весьма «циничному» высказыванию Бернарда Шоу: «Те, кто могут - делают. Те, кто не могут - учат». И что же? А то, что «дуэль» с насмешником-драматургом была выиграна: в учительскую профессию повалил народ.

В настоящее время, как заявили вашему корреспонденту в правительственном Агентстве по подготовке учителей, наблюдается наибольший за последние двенадцать лет приток в учебные заведения, готовящие учителей. Даже в таких традиционно трудных зонах преподавательской деятельности, как математика, естественные науки и иностранные языки, куда раньше абитуриента палкой было не загнать, сегодня пустот с кадрами не наблюдается. И поговорка нынче звучит уже иначе: каждый знает кого-то, кто хочет стать учителем. И самое примечательное, что для желающих стать в Англии учителем и в самом деле, как ни плакатно это звучит, открыты все пути. Ибо британское правительство, наметившее заиметь к 2006 году дополнительных десять тысяч школьных преподавателей, поставило перед Агентством по подготовке учителей (оно работает рука об руку с министерством образования. - О.Д.) задачу активного поиска НОВЫХ ПУТЕЙ, ведущих в учительскую профессию. Прежде чем разъяснить, что понимается под новыми путями, рассмотрим пути «старые». Традиционно к учительской профессии готовят в Англии в вузе на педагогическом факультете. Это и есть «путь старый» - никем, понятное дело, не отвергаемый , так как «новые пути» призваны лишь дополнять старые. Педагогическое образование, ведущее к получению необходимого в Англии для работы в государственной школе статуса квалифицированного учителя - QTS (этот статус не требуется для школ частных, имеющих особую кадровую политику), можно получить на базовом (undergraduate) трехлетнем курсе педагогического факультета университета (колледжа, педагогического института), ведущем к получению диплома бакалавра образования. А можно - отучившись один год в аспирантуре педагогического факультета (postgraduate level), при том, что базовый курс был прослушан на ином факультете, но при условии, что изучавшийся на этом ином факультете предмет максимально близок к тем, что входят в школьную программу. Последний вариант становится все более предпочтительным, так как в педагогической среде превалирует мнение, что таким образом достигается более высокая преподавательская квалификация. Однако и на этом старом пути есть свои новации. Так, три года назад британское правительство учредило специальные стипендии для студентов педагогических отделений в размере 6 тысяч фунтов стерлингов. Мало того, тех студентов, кто выбрал своей специализацией предметы, страдающие наибольшей «вакантностью» в сегодняшней школе, - математику, иностранные языки, дизайн и технологию, естественные дисциплины, валлийский язык, а также коммуникационные технологии - в вузе привечают так называемым «золотым приветом» в размере 4 тысяч ф.с.

Программа педагогического обучения в английских университетах достаточно широка. Студенты изучают введение в психологию, социологию и философию, с тем чтобы видеть школу в социальном контексте. Педагогическая наука, изучаемая студентами здешних университетов, включает в себя такие предметы, как эффективная стратегия в классе; интеллектуальное, социальное, эмоциональное и физическое развитие ребенка; наконец, ознакомление со всеми предметами, входящими в школьную программу, и главный фокус - на изучении намеченных к преподаванию предметов. Составной частью обучения является преподавательская практика в школе. Большая часть педагогических институтов или педфакультетов университетов состоит в партнерстве с местными школами, в которых их студенты и проходят свою практику. Чтобы подготовка английского студента к учительской профессии стала более зрима, достаточно привести письмо бывшего студента педагогического факультета из Ливерпульского Хоуп Юниверсити колледжа Льюиса Динсдейла. Вот это письмо: «Большинство людей, которым я говорил о том, что я учусь на педагогическом отделении, реагировали примерно одинаково: «Учитель - это легкая профессия, не надо отсиживать на работе даже с 9.00 до 17.00» или «в учителя идут для того, чтобы иметь длинный отпуск». Однако первое, что я заметил в ливерпульском колледже, это то, что у нас было больше лекций, семинаров и в целом работы, чем у тех моих друзей, которые обучались на других факультетах, хотя поначалу это привело меня в легкий шок. В первую же неделю обучения нас привели в школу, где студенты колледжа проходили практику, и с тех пор каждую среду мы полдня проводили в этой школе, наблюдая за тем, как идет процесс преподавания и постепенно включаясь в этот процесс сами. Сначала мне показалось всё это страшно скучным, и я думал, что не выдержу пребывания в классе с 30 свирепыми детишками! Однако после нескольких посещений моя уверенность в своих силах заметно возросла, так что я стал с удовольствием думать о предстоящей мне вскоре трёхнедельной практике, в ходе которой я должен был преподавать всему классу ряд предметов. В колледже наша учёба состояла из лекций, семинаров, и к преподавателям всегда можно было обратиться за помощью. Нам предоставлялась возможность пройти преподавательскую практику в Индии или в Африке, а также участвовать в студенческом обмене с европейскими вузами. Уже во время учебы я понял, что учительство будет нелегкой, но чрезвычайно интересной работой, приносящей огромное удовлетворение». Легко ли поступить на педагогический факультет? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как требования к абитуриентам весьма разные у вузов разных весовых категорий. Ведь обучаться на педагога можно в прославленном Оксфорде, а можно в одном из тех недавно возникших университетов, чей рейтинг пока не слишком высок. Однако общие требования гласят, что поступающий должен сдать минимум два (желательно три) предмета на уровне А (А - Level) и иметь в школьном аттестате зрелости оценку не ниже «С» (четверка) по английскому языку и математике, а для тех, кто родился после сентября 1979 года, еще и оценку не ниже «С» по естественным дисциплинам (имеются в виду физика, химия, биология, объединенные в английской программе средней школы в единый предмет «science»).

Надо отметить, что в целом требования к кандидату в школьные учителя достаточно строги, ибо существует определенная система «допуска», подразумевающая, что кандидат физически и психически здоров; никогда не привлекался к уголовной ответственности (на сей счет существует особая проверка данных кандидата); не был ранее отстранен от преподавательской деятельности или от работы с детьми; в совершенстве владеет разговорным и письменным английским языком. Однако каким бы широким потоком ни вливался поток свежеиспеченных, то бишь дипломированных, педагогов в школы страны, заместить вузовскими выпускниками ежегодно покидающих школы 35 тысяч педагогов (уходят на пенсию, переезжают в другую страну, берут длительные отпуска в связи с рождением ребенка, меняют профессию) фактически невозможно. Единственный выход - рекрутировать в школу тех, кто не является педагогом по профессии, но кто хотел бы переключить свою нынешнюю деятельность на педагогическую. Как правило, это уже зрелые, состоявшиеся профессионалы - инженеры, юристы, экономисты, журналисты, которые по каким-то причинам решили сделать выбор в пользу школы. Однако «переучивать» таких людей в учителя, пытаясь усадить их, пусть и на не слишком длительный срок, на студенческую скамью, лишив возможности зарабатывать деньги, - идея малоперспективная. Поэтому разработанный в Британии в последние годы «новый путь» в учителя предложил тем, кто меняет свою нынешнюю профессию, переучиваться уже в процессе работы в школе. Эта ставшая весьма популярной программа переподготовки на месте называется «The Graduate Teacher Programme» (условием этой программы является наличие у кандидата высшего образования). Переучивающийся инженер или журналист проходит в школе годовую стажировку и получает при этом зарплату в размере 13 тысяч фунтов стерлингов годовых и выше (по усмотрению школы). Если у школы есть подобная стажерская вакансия, она, как правило, помещает соответствующее объявление в газете, на которое кандидат сможет откликнуться. Если стажировка в школе прошла успешно, стажер получает статус квалифицированного учителя и переходит в иную тарифную сетку заработной платы, став полноценным преподавателем. Путь в учительскую профессию, таким образом, открыт в Англии широко для лиц любых возрастов и профессий. Однако при этом неукоснительно соблюдается высокий уровень квалификационных требований к педагогу с тем, чтобы всякий пришедший в школу специалист мог стать преподавателем высокого класса. Поэтому-то и продолжается сегодня в Британии активный поиск новых путей в старую, как мир, учительскую профессию.

Лондон