Ректор Армавирского государственного педагогического университета Владимир СОСНОВСКИЙ:

- Высокий профессионализм - вот то самое главное качество, без которого немыслим преподаватель педвуза. Кроме того, очень важно, на мой взгляд, чтобы он активно занимался научной работой, которая и позволяет поддерживать этот профессионализм на должном уровне. Не обойтись и без такого человеческого качества, как честность. Для преподавателя высшей школы это особенно важно. И конечно же, преподаватель педвуза должен обладать хорошими психологическими знаниями, ведь без них невозможен индивидуальный подход к студентам. Все остальное приложится. Что же касается работы в школе, то это не всегда зависит от нас прежде всего по объективным причинам - у нас в городе, к примеру, в школах вакансий нет, из-за нехватки средств многие пенсионеры вынуждены работать. Так что нас, вузовских преподавателей, в школе не всегда принимают с распростертыми объятиями. Но тем не менее я считаю, школьный стаж - очень важный момент в работе преподавателя педагогического вуза, по возможности надо обязательно что-то вести в школе. В нашем педуниверситете около полусотни преподавателей совмещают вузовскую работу со школьной, и это им, думаю, сильно помогает. Ведь преподаватели вузов должны знать, на какой положительный пример ориентировать своих студентов. Я за то, чтобы школьный педстаж был в обязательном порядке у преподавателей педагогики, психологии. Разумеется, философы и преподаватели социальных наук могут и не работать в школе, но преподавателям математики, начальных классов, филологии такой опыт крайне нужен. Иначе они будут готовить молодых специалистов в отрыве от школы, вслепую.

Ректор Калужского педагогического университета имени К. Э. Циолковского Владимир ЛЫТКИН:

- Преподаватель педвуза должен быть увлечен своим предметом, чтобы уметь передать его своим студентам. Важно, чтобы преподаватели готовили не просто студента-отличника, но и разностороннего человека, умеющего петь, танцевать, рисовать. Только такой педагог сможет по-настоящему увлечь своих учеников, причем не только на уроках, но и во внеклассной работе. Думаю, опыт школьной жизни только украсит любого преподавателя, зная школу, ее беды, он сможет увереннее себя чувствовать. Это особенно важно сейчас, когда школа меняется, появляются лицеи, гимназии. Наш университет активно сотрудничает со школами, у нас есть различные экспериментальные площадки, где наши преподаватели дают уроки, учат преподавателей школ. Преподаватель вуза только тогда сумеет передать любовь к школе своим студентам, если он сам знает и любит ее.

Ректор Соликамского педагогического института Ирина КОШКИНА:

- Преподаватель должен совмещать работу в школе с вузовской, именно это позволяет быть в курсе всех проблем современной школы, что ему крайне необходимо при подготовке студентов. Особенно это касается преподавателей педагогических и психологических дисциплин. У нас в институте более 60 процентов преподавателей имеют стаж работы в школе от 5 лет и выше. Не зная школы, очень трудно готовить для нее учителей. Самое главное для преподавателя вуза - быть настоящим человеком, на которого будут равняться студенты. Если человеку чужды понятия такта, доброты, сострадания, милосердия. Если он не умеет находить общий язык с людьми, то не сможет быть педагогом. Ведь преподаватель должен не только дать знания, но и научить ориентироваться в жизни, своим жизненным примером формировать образ идеального учителя. У нас учится много детей из педагогических династий, они знают, что такое труд педагогического работника, знают, что вся наша преподавательская деятельность направлена на развитие человечности в человеке. Не обойтись преподавателю вуза и без коммуникативных способностей.

Исполняющий обязанности ректора Коломенского педагогического института Оксана ШИРОКИХ:

- Преподаватель вуза должен быть человечным, понимать других людей, обладать достаточной эрудицией как по своему предмету, так и по психологии и педагогике, быть коммуникабельным, артистичным, динамичным. Мы всячески стремимся к тому, чтобы наши преподаватели имели опыт школьной работы, потому что только тот, кто почувствовал, что такое школа, может эффективно готовить людей к этой работе. К сожалению, бывает, что этот стаж остается в прошлом. Но выучка, которая получена при непосредственном контакте с детьми, формирует особый взгляд на то, как нужно работать и как нужно учить учителей. Большинство наших преподавателей совмещают работу в школе с работой в вузе.