Как же рисковали создатели школы, ведь вначале удалось набрать всего два класса, и непонятно было, сможет ли школа увеличивать свой контингент в многонациональной, но все же в основном русской Москве.

Петр Шутов: «С первого класса у нас все было не как в обычной школе. Например, у нас были две первые учительницы. Татьяна Николаевна Крышкина вела у нас русский язык и литературу, а Марина Михайловна Сушкина - математику. И еще мы с первого класса учили литовский язык, пели литовские песни, играли в литовские народные игры, рисовали в изостудии - такое не в каждой школе бывает! Тогда наша школа называлась «Шальтинелис», и все ее три класса помещались в нескольких комнатах с высокими потолками в особняке на Поварской улице. Я буду скучать по своему второму дому, в котором прожил уже больше трети своей жизни».

Однако прошло совсем немного времени, школа смогла открыть в каждой параллели по классу, и количество учеников в ней стало таким, как в обычных московских школах, может быть, не таким, как в столичных школах-гигантах, но вполне достаточным для нормального существования в условиях нормативного финансирования. Да и тесно ей стало в помещениях на Поварской: в 1995 году школа переехала в здание в Госпитальном переулке, где через два года пришлось надстраивать еще один этаж. В 2005 году школа получила современное здание, возведенное по индивидуальному проекту, и теперь тут есть замечательный красивый внутренний дворик, да и внешне здание необычайно красиво и отчасти напоминает дом в европейском квартале. В том же году ей было присвоено имя литовского поэта-символиста, первого посла Литовской Республики в России Юргиса Балтрушайтиса.

Ася Фомина, ученица шестого класса: «Я пришла в эту школу в 2005 году. Школа тогда переехала в новое здание. Еще летом я смотрела на необычный фасад новой школы, а внутри она мне показалась волшебным замком. Меня поразил светлый стеклянный атриум. Первого сентября я шла в новую школу и очень волновалась. Я услышала музыку. Увидела красиво оформленное крыльцо школы. На торжественной линейке всех вновь поступивших учеников проводили через символические ворота-ленты, которые держали ученики в литовских национальных костюмах. Это оказалось школьной традицией. Всем учителям и ученикам подарили очаровательных кошек на новоселье. Еще запомнилось празднование католического Рождества. Необычным было все: и солома под скатертью, и традиционные литовские блюда, и игры. Больше всего поразило, что директор школы подошла к каждому ученику и попросила прощения за невольные обиды. Весной было еще одно необычное событие - Ярмарка Казюкаса. К ней ученики готовятся заранее, что-то делают своими руками - поделки или выпечку, а потом продают. Самым необычным для меня было знакомство с литовским языком и культурой. Больше всего мне запомнились театральные постановки учительницы Бируте. В прошлом году был выбран ученический совет, а в этом году был день самоуправления, когда все основные должности заняли ученики. В нашей школе, как в республике, решения принимают не только директор, но и родительский комитет, педагогический совет, ученический совет».

Возможно, кому-то покажется парадоксом, но основное число учеников в этой литовской школе - русские, а кроме того, тут есть ученики из смешанных русско-литовских школ, а также те, кто жил и учился в Литве, не изучал русский язык и, приехав в Москву, поступил в школу, где в довольно комфортных учебных условиях может выучить язык города, в котором ему предстоит жить. А всего в школе 285 учеников 17 национальностей.

Литовская школа, конечно же, школа с литовским этнокомпонентом. Тут изучают литовский язык и литературу, историю и географию Литвы, литовские народные танцы, литовский фольклор, этнос и культуру, здесь есть национальные модули для изучения на уроках труда, технологии, мировой художественной культуры и многое другое. Можно сказать, что это школа, где самое пристальное внимание уделяется языковому образованию вообще. Не случайно детям предлагают разноуровневое обучение литовскому и русскому языкам, а с 2005 года - английскому. Разных уровней три, и в зависимости от степени владения ребята идут по программам А, В или С. В 2007 году школа вошла в городскую экспериментальную площадку «Инновационная площадка по изучению иностранных языков».

Конечно, в школе, носящей имя Балтрушайтиса, изучают его поэзию. Изучают творчески, размышляя над поэтическими строчками его стихотворений. Например, так:

Федор Казаченко: «В стихотворении Юргиса Балтрушайтиса «Песочные часы» затронута одна из самых важных и таинственных тем: тема времени. В воображении возникают часы, в которых тонкой струйкой сыплется песок, глядя на который, невольно задумываешься о скоротечности жизни. События мелькают одно за другим, а песок бежит по-прежнему, ничто на него не влияет. Человек не может управлять временем...»

Или так:

Фабионас Орбакас: «В стихотворении «Аккорды» ведущим стал мотив борьбы света с тьмой. Апогея эта борьба достигает «в полдень жаркий». И в центре этого «сражения» лирический герой, но он находится одновременно и в гуще событий, и как бы над ними. В полдень - полное превосходство у света, но чем ближе к вечеру, тем власть тьмы становится больше. Это вечный и замкнутый круг...»

Ученики этой удивительной школы пишут стихи по мотивам стихотворений Балтрушайтиса. Может быть, не такие гениальные, как у великого литовского поэта, но тоже замечательные.

Андрей Бурсов

Песочные часы

Текут, текут песчинки

В угоду бытию,

Крестины и поминки

Вплетая в нить свою...

Упорен бег их серый,

Один, что свет, что мгла...

Судьба для горькой меры

Струю их пролила...

И в смене дня и ночи

Скользя, не может нить

Ни сделать боль короче,

Ни сладкий миг продлить...

И каждый, кто со страхом,

С тоской на жизнь глядит,

Дрожа над зыбким прахом,

За убылью следит -

Следит за нитью тонкой,

Тоской и страхом жив,

Над малою воронкой

Дыханье затаив!

А еще они пишут сказки, например, такие, как написала третьеклассница Вероника Валаткайте.

Разговор капели

Однажды зимою родились две маленькие сосульки. И видят: вокруг белый снег летает. И тогда одна маленькая сосулька спросила:

- А это что такое, мамочка?

Мама-сосулька попыталась ответить, но задумалась: «А что будет, если они узнают?»

И снова запищали дети:

- Ну что?

Мама молвила:

- Это белый снег. Зима - самая хорошая пора года!

- А еще какие бывают поры? - спросили дети.

- Весна...

И тут внезапно встало после дремы солнце. Зашептались тревожно сосульки:

- Солнце! Солнце! Солнце!

И уже таяли, превращаясь в капельки.

А маленькие сосульки радовались солнцу! И мама поняла, что все времена года хороши. А в это время начали петь капельки:

Мы таяли, таяли, таяли,

Но, может быть,

когда-нибудь вдруг

Вернемся сюда,

вернемся сюда,

Вернемся!

А еще в этой школе пишут на литовском языке, и эти работы вместе с работами, выполненными на русском или английском, печатают в школьном альманахе «КРУГ/ RATAS» (все стихи и рассказы учеников школы, написанные в разные годы и приведенные в этом материале, как раз и были напечатаны в альманахе, выпущенном к 15-летию этого замечательного учебного заведения). Вы никогда ничего не читали на литовском языке? Пожалуйста:

Evelina Malisauskaite:

Sirdis pritampa prie Maskvos:

Prit sventines ir prie niurios...

Ir vel, ir vel esu su ja!

Su ja, su savo mokykla,

Su mokytojais ir draugais,

Su savo mintimis ir sup planais...

Достоинством учебного процесса в литовской школе стали, вне всякого сомнения, элективные курсы, проекты, занятия в рамках дополнительного образования. Вкупе с базовым курсом все это дает возможность так подготовить учащихся, что они успешно сдают вступительные экзамены и поступают в различные ведущие вузы Москвы. Причем, что интересно, знания у них высоки по разным предметам, а не только по предметам гуманитарного цикла - филологии и обществознанию: они показывают глубокие познания и в математике, и в естествознании, и в искусстве.

Школа становится мостиком, связывающим два народа - русский и литовский, не случайно в проекте «Музей литовской этнографии» участвуют не только московские ученики и педагоги, но и представители творческой литовской интеллигенции. Не случайно летом 2005 года - перед открытием музея в школе - ее ученики побывали в археологической экспедиции вместе со своими литовскими сверстниками, и теперь ежегодно школа знакомится с материалами таких экспедиций на научно-практических конференциях школьного, городского и российского уровня. Причем сначала поездки в Литву были простыми экскурсиями, но постепенно стали археолого-биолого-этнографическими, так как год от года интерес к Литве у московских учеников все возрастал. Теперь уже литовские и московские ребята выполняют совместные проекты. Мало того, учащиеся московской школы учатся по обмену в литовской школе в Вильнюсе, а литовские - в московской школе №1247.

Тимур Юлдашев

Путевые заметки

Мы приехали в Вильнюс, встретили нас очень тепло и хорошо, подаренные мной конфеты отечественного производства пошли на ура.

Каунас, Каунас и еще раз Каунас - один из красивейших городов в Литве. Самое интересное, что я все равно всему удивляюсь, все, что мы видели когда-то, передо мной восстает по-новому.

Гимназия «Габия» - наирадостнейшее место, в ней учатся примерно 1500 человек. Каждый день мы ходим на обед в столовую гимназии, кормят очень вкусно, все, кто не хотел суп, отдавали его мне, все, кто не мог уже съесть второе, отдавали его мне, зато я прибавил в весе, и это хорошо. После вкусного обеда марш-бросок по Вильнюсу, ну не совсем марш-бросок, потому что нас возили на автобусе.

Последний день! Как быстро летит время, когда его хорошо проводишь! Не хочу уезжать, но надо: завтра утром будем уже в Москве. Сели на поезд, прощались очень долго, очень сильно не хотелось уезжать, но надо. До свидания, Вильнюс!

Как относятся дети к школе? Об этом можно судить по тому, что говорят о школе их родители. А родители выпускного 11-го класса в 2002 году подали Сольвейге Валаткайте такое заявление: «...детей из школы после окончания 11-го класса забирать отказываемся. Считаем, что в школе №1247 детям оказывают квалифицированную педагогическую помощь, проявляют любовь, углубляют и расширяют их знания от Балтийского моря до Тихого океана. Родительский комитет с прискорбием отмечает, что лучших условий существования для своих детей найти не может. Слагаем с себя все обязанности и передаем детей на ваше усмотрение. Возьмите их!!!»