В 1992 году все районные методические кабинеты были переименованы в муниципальные (окружные) методические центры. Реформа образования вступала в свои права, новые веяния вызвали перестановку кадров. Это было время начала обновления российского образования. Зарождались новые процессы и явления: вариативность программ и учебников, введение информационных технологий, личностно-ориентированная педагогика, развивающее обучение, внимание одаренным детям и коррекционно-развивающему обучению, образование по выбору, появление стандартов. Менялись и усложнялись задачи образования. Менялся и развивался Учебно-методический центр.

Поднимать окружной УМК с апреля 1994 года стало задачей нового директора - Ларисы Аверкиевой, под ее началом работа УМК вышла на качественно новый уровень, количество методистов увеличивалось, методической службе отвели уже весь четвертый этаж здания.

Одним из первых в центре был образован Отдел технологической и информационной поддержки развития образования округа. Работой отдела руководил А.Калеников. Методисты первыми освоили персональные компьютеры, работу в локальной сети, систематизировали процесс сбора информации, ее аналитическую обработку. Расширялась инновационная деятельность образовательных учреждений - в методическом центре был создан отдел методического сопровождения инновационных процессов, и его первым руководителем стал кандидат педагогических наук С.Старобинский. Появился в УМК и отдел методической поддержки управленческой деятельности, который возглавила Ф.Черноусова. Несколько позднее будет создан отдел психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, который под руководством Т.Лопановой искал ответы на такие сложные вопросы: как встраивается психологическая служба школы в методическую работу образовательного учреждения? как и чем психолог может помочь учителю? каким должно быть взаимодействие учителя и психолога? Событием стало образование отдела диагностики, так как всякая методическая работа может строиться только на диагностической основе, его возглавил В.Прушицкий. Из небольшой библиотеки вырос отдел информационного и учебно-методического обеспечения, бессменный руководитель которого - Галина Репина.

УМК стремился соответствовать новым целям образования, темпам его развития, отвечать на запросы школ и детских садов, при этом постепенно изменялись и расширялись его функции. И уже нельзя было обходиться без редакционно-издательского отдела, душой которого стали Л.Курдакова и А.Воскресенский.

В этот период уже возникали проекты создания единой информационной сети, объединяющей все образовательные учреждения округа. Методический центр принял в этом самое активное участие.

В 1995 году УМК СЗАО выпустил свое первое методическое издание «Методика тестовых заданий для детей подготовительной к школе группы детского сада как показатель готовности ребенка к обучению в школе», подготовленное методистом Галиной Репиной и апробированное на базе ДОУ №2110 в микрорайоне Митино. Издательская деятельность налаживалась, выпускались методики, сборники из опыта работы и другая важная литература.

Одна из коллегий Управления образования была посвящена рассмотрению проекта «Система комплексного информационного и учебно-методического обеспечения развития образования в СЗОУО». В работе коллегии принял участие нынешний глава Рособрнадзора Виктор Болотов, бывший в ту пору заместителем министра образования РФ. Исследования, проведенные методистами центра по проблеме вариативности образования, были в дальнейшем использованы в работе Министерства образования РФ.

В сентябре 1998 года на базе Учебно-методического кабинета был создан окружной методический центр Северо-Западного окружного Управления образования (ОМЦ СЗОУО) как государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. С апреля 1999 года по август 2007 года директором Окружного методического центра была Ольга Сандалова.

Методический центр возглавил разработку проекта обновления библиотечного ресурса школ, создания на базе библиотек информационных центров.

Особой гордостью становится победа в конкурсе «Учитель года-98» учителя истории школы №1605 Марины Черновой.

Центр тесно сотрудничает с коллегами других округов. Хорошей традицией становится обмен опытом в решении самых сложных проблем. Особая примета времени - растущее самосознание методистов, которые осмысливают роль и место методической службы в округе. Постепенно восстанавливается авторитет методического центра, тропинка, связывающая учителя и методиста, превращается в тропу: центр оказывает помощь в разработке проектов, развитии педагогических инициатив, экспертизе программ, оживляется обсуждение самых разных злободневных и актуальных вопросов в практике образования. В атмосфере творческих идей формируется инициативный и динамичный коллектив, объединенный стремлением быть и оставаться зачинателем новых дел, быть опорой тем, кто идет вперед.

ОМЦ координирует деятельность образовательных учреждений по таким направлениям, как образовательная, научно-исследовательская, методическая, опытно-экспериментальная, инновационно-внедренческая, аналитико-прогностическая, издательская и информационная деятельность. Повышение квалификации рассматривается как совершенствование компетентности педагогов и создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в области повышения квалификации. Центр выпускает много изданий и методических рекомендаций.

В условиях модернизации школьного образования стали организовываться профильные классы, а затем школы профильного обучения. Программы элективных курсов, составленные учителями округа, согласовывались с методической службой. В методическом центре появилось новое подразделение, отвечающее за воспитывающую деятельность, а в 2004 году - Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) под руководством А.Лишина. Начиная с этого года появляются школы полного дня, школы здоровья, и центр оказывает им методическую поддержку.

В 2005-2006 учебном году педагог русского языка и литературы ЦО №1874 Марат Алимов занял первое место на городском этапе конкурса «Учитель года», это стало победой всего Северо-Западного округа.

В 2006 году постановлением Правительства Российской Федерации муниципальным (окружным) методическим центрам был придан статус государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). О значимости и важности методической службы говорит и тот факт, что впервые за всю историю существования в 2006 году был проведен Всероссийский смотр-конкурс муниципальных методических служб под девизом «Методическая служба - образованию России».

В системе образования происходят изменения содержания обучения, шире используются педагогические и образовательные технологии; все это требует изменения системы подготовки и повышения квалификации работников образования. Основой развития профессионального мастерства становится экспериментальная и инновационная деятельность, которая позволяет создать, отработать и активно использовать новые технологии, привлечь к работе учителей, склонных к аналитическому мышлению, творчеству, умеющих работать в режиме развития. Округ совместно с НИИ Инновационных стратегий развития общего образования разрабатывает экспериментальную целевую программу развития, цель которой - построение новой модели окружного образования, основанной на интеграции науки, промышленности и образования. Первые серьезные результаты реализации программы и эксперимента были продемонстрированы на выставке «Молодежная ЭКСПО-2007 на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования», которая прошла в Выставочном маркетинговом центре СЗАО в апреле 2007 года. Мэр столицы Юрий Лужков назвал эксперимент «общемосковским и российским».

С сентября 2007 года работой центра руководит Татьяна Турунова. Задачами окружного методического центра становятся организация дальнейшей работы по реализации целевой окружной программы «Северо-Западный округ - научное будущее России: Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи» и ее методическое сопровождение.

Имея глубокие корни, система методической работы всегда ставила и решала вопросы исходя из потребностей системы образования, и прежде всего учителей. Методический корпус Северо-Западного округа в тесном сотрудничестве со специалистами Управления образования достойно решал те задачи, которые вставали перед образованием округа. В этом огромная заслуга и ветеранов методической службы СЗАО Фаины Черноусовой, Альбины Блиновой, Галины Бобровой, Татьяны Рузской, Аллы Докиной и других, ставших примером для всех методистов, которые имеют огромный опыт работы, желание помогать и поделиться накопленным богатством методических знаний.