Так сложилось в истории методики обучения химии, что по мере накопления опыта преподавания предмета в определенных общественно-экономических условиях возникает потребность его обобщения, чтобы заметить основные тенденции развития ключевых проблем методики и зафиксировать их современное состояние. Этой цели были посвящены монографии (пособия для учителей) Д.М.Кирюшкина (1952 г., 1958 г.), С.Г.Шаповаленко (1963 г.), авторского коллектива Л.А.Цветкова (1981 г., 1982 г.). Наверное, настало время и сейчас обратить внимание учителей на общеметодические проблемы, обсудить новые идеи, влияющие на обучение химии в условиях качественных перемен, происходящих в нашей стране, рассмотреть реальные подходы к преподаванию, эффективность которых доказана результатами исследований. Теперь каждый учитель может пополнить свою методическую библиотеку новым пособием1, посвященным общеметодическим проблемам. Решение каждой из них показано как результат поисков методистов и учителей, учитывающих исторический опыт развития методики.

В пособии общие вопросы методики обучения химии рассмотрены в известной последовательности: цели обучения, скорректированные в новых условиях и отраженные в нормативных документах; содержание предмета с точки зрения принципиальных подходов к его отбору, структурированию, его особенностям в зависимости от этапов обучения; методы и формы обучения; контроль за учебными достижениями учащихся, включая итоговый контроль в форме ЕГЭ.

О целях обучения химии

В пособии учитель увидит новые акценты в целях обучения химии, сформулированных в Государственном стандарте общего среднего образования. Как общеметодическая проблема обсуждаются обязательный минимум содержания по химии для основной и средней (полной) школы, требования стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы на базовом и профильном уровнях. Разносторонне показан федеральный базисный учебный план, рассмотрены особенности его компонентов.

Проблема целенаправленности и целесообразности возникает при рассмотрении учебно-методического комплекса (комплекта) пособий по химии (УМК). Впервые в методике дано описание состава и структуры УМК, подробно раскрыты функции его компонентов.

О содержании

обучения химии

В пособии рассмотрено представление об основах химии как о содержании, позволяющем раскрыть развитие инвариантного ядра науки на теоретических уровнях, определяемых наиболее общими теориями химии, и показано его использование для разработки критериев отбора содержания школьного курса химии.

Учителю будет интересно ознакомиться с тем, как влияют дидактические принципы научности, систематичности и доступности на отбор и конструирование содержания курса химии, выяснить при этом новизну в их понимании. Критерии отбора содержания школьного курса химии показаны под углом зрения их соответствия названным выше принципам и выражены в пособии в форме конкретных положений.

Общая структура курса неорганической химии (модель содержания) представлена в историческом аспекте. На наглядных схемах показано, как происходит развитие понятий на разных теоретических уровнях: эмпирическом, атомно-молекулярном, периодического закона, теории строения атомов, ионной теории, электронной теории строения вещества.

Модель содержания служит определенным эталоном для анализа структур курсов, реализованных в разных учебниках. В этом ее общеметодическое значение.

Впервые в общей методике обучения химии раскрыт подход к созданию программы курса химии, обращено внимание на отражение в программе особенностей развития понятийных систем курса и концепций построения учебного предмета, а также обсуждается проблема интенсивности обучения химии. Определение этого показателя важно для решения вопросов нормализации учебной нагрузки школьников и для представления о доступности учебников.

Общие подходы к отбору и конструированию содержания обучения химии далее получают поэтапную реализацию, начиная с пропедевтического этапа формирования знаний и умений по химии. В пособии в обобщенном виде представлены все элементы содержания пропедевтических курсов, а также рассмотрены приемы познавательной деятельности, которыми овладевают учащиеся младшего и подросткового возраста.

Содержание курса химии отражено в учебнике. Учитель ознакомится с общедидактическими требованиями к учебнику, обратит внимание на соотношение программы и учебника, увидит, какими методическими средствами автор стремится обеспечить доступное восприятие материала, осознанное усвоение знаний и умений, как находит эффективные пути методической «обработки» содержания излагаемого в учебнике материала.

В связи с проблемой отбора содержания много внимания сейчас уделяется профильному обучению в старших классах. В пособии отражен опыт использования модулей в условиях профильного обучения, рассмотрены модули к основным разделам курса в классах технического профиля и естественно-научных профилей.

О методах и формах организации обучения

Раздел о методах обучения в пособии начинается с обсуждения вопросов, касающихся химического эксперимента. Рассмотрены современные требования к школьному химическому эксперименту, каждое из которых раскрыто на конкретных примерах.

В пособии особое внимание обращено на развивающую роль методов обучения. Приоритетное значение в обучении химии приобретают методы, обеспечивающие возможность самореализации личности. Для подростка важен мотив самоутверждения, поэтому учителю необходимо организовать его деятельность так, чтобы учащийся мог самостоятельно выполнить посильное задание или сумел разобраться в доступно изложенном тексте учебника. Важно не столько то, что знает и умеет учащийся, сколько то, каким способом он приобрел знания и умения, сопровождалось ли их приобретение личностным развитием.

С методами обучения во многом связано решение такой общепедагогической задачи, как обучение познанию в условиях быстрого обновления естественно-научной информации. Развивать у учащихся способности к познанию можно, если обучение будет гносеологически обусловлено. Так, методически правильно применять такой способ обучения, чтобы конкретный предмет познания был бы актуальным для самих учащихся, а не навязан учителем. Тогда в процессе познания, например свойств вещества, у учащихся возникнут вопросы, объективно требующие объяснения, теоретического обобщения, касающиеся строения вещества. Если начинать обучение с теоретических обобщений, то, несмотря на то что информативность курса повышается, обучение познанию не происходит.

Для решения этой задачи важны знания и умения, относящиеся к методу моделирования. Поскольку содержание курса химии раскрывается на основе ряда теорий, то учитель последовательно обучает школьников объяснять факты и делать прогнозы в рамках той или иной теоретической модели. При переходе на новый теоретический уровень используется другая модель, которая не отвергает ранее известную, но требует от учащихся новых образных построений.

В пособии обсуждается и проблемное обучение. В отличие от традиционного подхода, рассматривающего проблемное изучение только нового материала, обращено внимание на этап совершенствования знаний и умений.

В последнее время большое значение в обучении придается вопросам сотрудничества учителя и учащихся как условию приобретения опыта гуманистических взаимоотношений. Ознакомившись с содержанием пособия, учитель может узнать о групповых формах работы, коллективном способе обучения, организации «мозгового штурма», «полилогического обсуждения», проведении игр и соревнований. В каждом случае дан анализ достоинств и недостатков рассматриваемых форм сотрудничества.

Как обучать химии, чтобы учащиеся приобретали опыт творческой деятельности? Ответ на вопрос учитель может получить, изучив раздел пособия, отражающий результаты исследований П.А. Оржековского. В частности, предложены рекомендации по подбору творческих задач, рассмотрены способы организации творческого сотрудничества и рефлексии, проведения консультаций и др.

Определенную систему методов (технологию обучения) необходимо использовать при формировании у учащихся общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Учитель, ознакомившись с пособием, получит представление о методике формирования у учащихся умений использовать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, использовать мультимедийные ресурсы и т.п.

Для обучения поиску информации рассмотрено выполнение учащимися усложняющихся заданий: составление обзора информации; сопоставление разных точек зрения; написание реферата по найденной информации; поиск информации по заданным ключевым словам на изучаемом иностранном языке и др. Особое внимание уделено приемам развития умений выделять главное, составлять план, тезисы, конспекты, а также умениям работать с экранными текстами.

Учитель ознакомится с моделями уроков интеграции медиаобразования с курсом химии, с вариантами использования видеофайлов компакт-дисков в качестве инструкций для выполнения лабораторных опытов и др.

В пособии обсуждаются роль и место глобальных компьютерных сетей в обучении химии, дидактические возможности интернета на уроках, приводится классификация образовательных сайтов по их дидактическим возможностям и их сравнительная характеристика. Рассмотрены формы организации обучения с использованием интернет-ресурсов: электронный курс лекций, семинары, метод «электронных папок», дистанционное обучение и др.

О контроле учебных достижений школьников

Контроль за тем, как происходит усвоение знаний, формирование умений и развитие учащихся, является важным компонентом процесса обучения. Новым в рассмотрении проблемы контроля достижений учащихся является то, что планируемые результаты обучения или уровень усвоения знаний и умений понимаются как требования стандарта к общеобразовательной подготовке учащихся основной и средней (полной) школы.

В пособии рассмотрены средства контроля знаний, а именно задания для выявления результатов обучения, обеспечивающие возможность составления объективного представления об уровне образования, а также полноту и объективность проверки выполнения требований стандарта каждым учащимся. Особенность содержания и формы предъявления заданий учащимся рассмотрены в пособии достаточно подробно на примере конкретных заданий.

Учитель может ознакомиться с замыслами и результатами эксперимента по введению единого государственного экзамена как одной из форм итоговой аттестации выпускников средней школы по химии, с характеристикой заданий, с предварительными выводами о качестве общеобразовательной подготовки учащихся по химии на основе полученных результатов ЕГЭ.

Итак, в новом пособии «Общая методика обучения химии в школе» названы и частично раскрыты общие современные проблемы методики обучения химии, знание которых, несомненно, позволит учителю еще больше обогатить опыт своей творческой деятельности.