В числе тех, кто предоставил ребятам из регионов возможность стать петербургскими студентами, был НОУ «Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга». Дать свою оценку нововведению я попросила его ректора, доктора биологических наук, профессора Людмилу Михайловну Шипицыну.

-Наш вуз несколько изменил вступительные экзамены. По сути, у нас получилось три вида испытаний. Первое - тестирование по основным предметам, необходимым для наших специальностей: русскому языку, литературе, биологии. Ребятам нужно ответить на сто вопросов, предлагаемых компьютером. Вопросы затрагивают всю школьную программу, что позволяет понять, насколько абитуриент подготовлен. Причем по русскому языку требуется сделать конкретный практический разбор предложения.

Второе состоит из так называемого психологического обследования, когда мы смотрим, может ли человек по своим эмоционально-личностным, характериологическим особенностям быть педагогом, психологом и работать с проблемными детьми и их родителями. Тесты составлены и проводятся квалифицированными специалистами, и по результатам обследования даются рекомендации, на что человеку нужно обратить внимание за время обучения.

Третье испытание представляет собой эссе, в котором наши потенциальные студенты рассказывают, почему они выбрали ту или иную специальность и что, на их взгляд, она собой представляет. Здесь ярко выражена мотивация поступления. Примечательно, что человеку, благополучно сдавшему первую часть и не справившемуся с последними двумя, мы даем время для работы над собой - два-три месяца, а потом он может еще раз попробовать свои силы.

Таким образом, ЕГЭ меняет только первую часть нашего вступительного экзамена.

Хотя мы уже десять лет проводим компьютерное тестирование. Другое дело, что, несмотря на результат ЕГЭ, мы все равно оставляем за собой право на психологическое обследование и собеседование.

- Почему?

- Потому что такова специфика вуза: мы не можем готовить любого человека, поскольку не каждый в состоянии работать педагогом, или психологом, тем более с такой сложной категорией детей, как инвалиды, наркоманы, токсикоманы, беспризорники, безнадзорники, дети с девиантным поведением. Чтобы работать в нашей сфере, необходимо иметь к этому склонность, и наша задача - ее выявить.

- С каким баллом ЕГЭ вы принимали?

- Пока что особого выбора у нас не было. К нам приехали те ребята из регионов, кто может оплатить жилье: общежития у нас нет. На сегодняшний день студентов, поступивших с результатом ЕГЭ, в вузе девять человек. Трое на дневном отделении и шестеро на заочном. В основном сумма их баллов колеблется от 50 до 70. Со ста баллами нет ни одного. Кстати, для нас была изначально не важна высокая оценка абитуриента. Важно, чтобы он сумел выполнить на 70% наш тест.

- Почему вы заявили о приеме ребят с результатами ЕГЭ?

-А зачем нам отторгать этих детей? К нам приходят те, кто хочет работать в сфере социального неблагополучия, и что же делать, если они окончили школу в регионе, который вступил в эксперимент? Мне, кажется, что сейчас пойдет волна поступлений таких ребят в негосударственные вузы, поскольку в государственные они поступят не все. Нам абсолютно безразличен их высокий результат по ЕГЭ. Если они будут бояться слепого или глухого ребенка, то их великолепные предметные знания тут не помогут. ЕГЭ - только освобождение от стресса, когда надо сдавать обязательный экзамен, а не испытание на профессиональную пригодность.

- Другими словами, если убрать психологическое тестирование и собеседование и оставить один ЕГЭ, то...

- ...то нам этого недостаточно. С одним результатом ЕГЭ мы принимать не можем в силу того, что вуз со своей спецификой. Если отказаться от дополнительных испытаний, то к нам пойдут ребята, которые не желают идти в армию, случайные люди. Конечно, мы можем их принять, проучить какое-то время, но все решится на первой же сессии. Наш вуз по рейтингу Минобразования занимает пятое место по России среди крупных негосударственных вузов. У нас очень высокие требования к качеству обучения студентов. И потом с первого курса наши ребята уже участвуют в научных исследованиях, непосредственно работают с детьми, занимаются волонтерством. Неподготовленный человек этого не выдержит. Из российских педагогических вузов. Институт специальной педагогики и психологии единственный в своем роде. В государственных вузах есть факультеты с такой направленностью, но там готовят, как правило, для работы с детьми-инвалидами. Мы пошли дальше. Психологическое тестирование при приеме помогает понять человеку, неудачно выбравшему вуз,что педагогика и психология - не его призвание и лучше это осознать сейчас, чем мучиться от ошибки потом.

- Какие специальности выбрали те девять человек, что пришли в вуз с результатами ЕГЭ?

- Это специальная психология и адаптивная физическая культура. Пока они обучаются всего два месяца, и трудно делать какой-либо прогноз на будущее. Поживем - увидим.

Санкт-Петербург