Издательство «Дрофа» имеет большой опыт участия в конкурсах книжной продукции, в том числе и по национальному проекту: «Дрофа» поставляет в школы кабинет географии. Тем не менее сроки подготовки к поставке кабинетов русского языка и литературы были минимальные: тендер решили объявить только в этом году, условия обозначили лишь осенью, а в декабре вы уже выполнили все свои обязательства по договорам. Как удалось уложиться в столь краткий промежуток времени?

Зам. начальника отдела федеральной и региональной политики издательства «Дрофа» Сергей Викторович ТОЛСТИКОВ: Нужно уточнить, что «Дрофа» в рамках нацпроекта поставляет в школы не только кабинет географии. Вся печатная продукция для кабинетов физики, химии, биологии - карты, таблицы, научно-популярные книги - это тоже работа «Дрофы». Когда был объявлен конкурс на поставку кабинетов русского языка, мы сравнили позиции конкурса с ассортиментом, который выходил в нашем издательстве, и поняли, что выпущенной литературы хватит с избытком для того, чтобы соответствовать всем предъявляемым требованиям.

Заведующая редакцией русского языка Елена Ивановна ХАРИТОНОВА: На самом деле мы бы ни за что не уложились в эти сроки, если бы не начали готовиться к участию в проекте заранее. Основная подготовка проходила летом. А лето - сезон отпусков, поэтому многим сотрудникам пришлось действительно пожертвовать своими интересами ради общего дела. Наполнение кабинета, предлагаемое техническим заданием агентства, предусматривало около 20 различных позиций и включало в себя как техническое оснащение кабинета, так и комплектацию его учебно-методической литературой с жесткими техническими характеристиками по каждой позиции.

А какие номинации вошли в «кабинет русского языка и литературы»?

Елена Ивановна ХАРИТОНОВА: В кабинет вошли комплекты таблиц по русскому языку и литературе. Мы предложили 36 тематических таблиц по русскому языку и 27- по литературе, которые могут быть использованы с 5 по 11 классы. Таблицы имеют удобный формат, современное дизайнерское решение, сбалансированный зрительный ряд. Комплект схем по русскому языку знакомит учащихся с теоретическими сведениями по русскому языку, предусмотренными федеральным государственным стандартом общего среднего образования. Каждая схема - таблица по орфографии и пунктуации - содержит многослойную, многоуровневую информацию.

В таблицах по литературе достаточно полно представлена теория литературы - роды и жанры, изобразительно-выразительные языковые средства, литературно-художественные системы и т.д. Каждое определение снабжено ярким текстовым иллюстративным материалом классической и современной литературы. Мы постарались максимально наполнить кабинет современной методической и справочной литературой и для учащихся, и для учителя. Широко представлены сборники диктантов для 5-11 классов, тексты и задания которых сгруппированы таким образом, что использовать их можно по разным авторским программам; методические пособия для работы на уроке при изучении морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации, при работе над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. Книги серии «Писатель в школе» содержат тематическое планирование, разработки уроков, анализ литературных текстов, рекомендации по проведению внеклассного чтения, библиографию по творчеству писателя, вопросы для проверки знаний, умений, навыков. Особое внимание заслуживает и серия «Библиотека учителя», которая содержит материал, помогающий преподавателю провести урок на современном уровне. Учителям будут интересны и различные авторские методики обучения школьников правилам русского языка, представленные работами таких известных методистов, как М.М.Разумовская, Е.С.Скобликова и др. Немало уникальных научно-популярных книг собралось и в серии «Познавательно! Занимательно!» Материалы из этих книг могут быть использованы как на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Главное, что такие книги развивают у ребенка интерес и любовь к родному языку, учат смотреть на него как на живой и красочный организм, а не как на сухой свод правил. Среди них, к примеру, великолепная книга С.И.Львовой «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет», которая познакомит школьников с основными правилами современного русского языка, с этикетной ролью интонаций, несловесных средств общения и т.д.

В кабинет вошли раздаточные и дидактические материалы, выполненные в виде карточек, таблиц, разрезных деталей. Все они снабжены методическими рекомендациями по их использованию и содержат разнообразные нестандартные задания как индивидуальные, так и коллективные. Интересными книгами-альбомами представлены учебно-наглядные пособия по развитию речи, в которые включены произведения живописи, графики, скульптуры, включены комплекты книг для дополнительного образования и внеклассной работы, библиотечка сборников контрольных и проверочных работ, тестов. Особый комплект представляют и пособия для подготовке к итоговой аттестации учащихся 9-11 классов, содержащие нормативные документы, регламентирующие проведение экзаменов и включающие вопросы к ним, справочники, тестовые практикумы, материалы для подготовки к ЕГЭ и др. А для реализации профильного обучения в системе среднего общего образования издательством были подготовлены элективные курсы по русскому языку и литературе, включающие программы, пособия, методические рекомендации .

Конечно, изучение языка невозможно без справочного аппарата. Мы постарались обеспечить кабинет русского языка полным набором школьных словарей и справочников, которые выходили в нашем издательстве. В комплект вошли все издания из серии «Школьные словари», ставший уже классическим «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова и уникальное издание «Словарь устаревших слов русского языка» Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, которые позволят читателям открыть для себя ушедшие эпохи, узнать значение многих слов, которые сегодня часто встречаются в исторических романах или кинофильмах. Словарь прекрасно иллюстрирован, замечательно выполнен полиграфически и может по праву стать гордостью любой библиотеки.

«Библиотека отечественной классики» для любой школы может служить достойным подарком. Известно, что недавно «Дрофа» выполняла важный правительственный заказ в рамках нацпроекта на поставку такой библиотеки в российские школы. Интересно, по какому принципу отбирались для этого многотомника авторы и сами произведения?

Заведующий редакцией литературы Андрей Владимирович ЧУБУКОВ: Принцип номер один - школьная программа. Перед нами стояла задача подготовить новые издания произведений, которые изучаются в школе. Но только этим ограничиться и не представить литературу более широко было бы некорректно. Например, мы выпустили три тома сочинений М.А. Булгакова, потому что нельзя было, издав «Белую гвардию», «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту», не дать возможности школьникам познакомиться с такими произведениями, как «Бег», «Мольер» и другие, что не входят в школьную программу, но, безусловно, очень интересны и глубоки. «Дрофа» - учебное издательство, и студенты - это тоже наша аудитория. Вот почему «Библиотека отечественной классики» рассчитана не только на школьную, но и на вузовскую программу по отечественной литературе.

Надо сказать, что сегодня новые тома классических произведений - не такая уж и редкость. Но многие разрекламированные издания, к сожалению, оставляют желать лучшего и, с точки зрения профессионала, критики не выдерживают. В этом смысле издание «Дрофы» выгодно отличается от многих, и не только качеством бумаги или расходных материалов. Во-первых, структура каждого тома «Библиотеки классики» предполагает наличие предисловия. Все предисловия к новым книгам написаны в последние пять лет, то есть это современный взгляд наших виднейших специалистов по истории литературы на литературный процесс, на то место, которое данное произведение занимает в общем контексте литературы. Среди авторов предисловий - преподаватели МГУ, МГПУ, Московского гуманитарного университета, видные ученые из регионов. Мы специально обращались с просьбой написать предисловия не к профессиональным критикам, а к педагогам, потому что для нас было важно, чтобы статья была адресована студентам и старшеклассникам.

Что касается «Библиотеки зарубежной классики», то мы старались показать новые и забытые переводы известных произведений. Так, мы издали, например, в новом переводе «Собор Парижской богоматери» Гюго, «Божественную комедию» Данте.

Все наши книги снабжены подробным комментарием. Поскольку сегодня дети читают гораздо меньше, у них возникает больше трудностей при понимании текста произведения. В конце книги мы обязательно даем приложения, которые включают разнообразный художественный или документальный материал, связанный по тематике с издаваемым произведением. Например, в том, посвященный Данте, мы включили стихи и переводы русских поэтов, Ахматовой, Брюсова и др.

Наверняка в «кабинет русского языка» вошли и новые критические работы, посвященные изучению в школе творчества русских писателей. Какие методические новинки предлагает «Дрофа» для уроков русской литературы?

Андрей Владимирович ЧУБУКОВ: Выбор у нас действительно очень большой. Среди новинок отмечу серию «Писатель в школе». Это отдельные книги, посвященные творчеству Грибоедова, Толстого, Чехова, Тургенева. В них учителю даются методические рекомендации по изучению творчества писателей, с учетом психолого-возрастных особенностей школьников. А также серию «Школьная программа», посвященную литературным произведениям, изучаемым в школе. Каждая книга из этой серии делится на несколько блоков: основное содержание произведения, материалы к биографии писателя и литературно-критические материалы, которые помогут учащимся при написании сочинений.

Думаю, что с переходом многих школ на профильное обучение в гуманитарных классах будут востребованы выпущенные в «Дрофе» элективные курсы. Курс «Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы» будет интересен школьникам, углубленно изучающим английский язык. А спецкурс «Современный отечественный литературный процесс» понравится тем, кто сам неравнодушен к литературному творчеству.

К сожалению, многие учителя годами работают по одним и тем же методичкам из-за того, что других просто не знают. Хочется надеяться, что благодаря поставкам в школы «кабинета русского языка» многие педагоги смогут познакомиться с нашими книгами для учителя. Несмотря на то что «Дрофа» активно занимается рекламой своих книг, часто сталкиваешься с тем, что учителя даже в московских школах незнакомы с нашим ассортиментом, не говоря уже об отдаленных регионах. Нацпроект как раз и поможет отчасти решить эту проблему.

Выбор методической и научно-популярной литературы по русскому языку, который предлагает «Дрофа», очень впечатляет. Не говоря уже о том, что, помимо книг, в «кабинет русского языка» входит много наглядных пособий: схем, таблиц, раздаточного материала и др. Интересно, а многие издательства могут предложить учителю такой ассортимент?

Начальник отдела федеральной и региональной политики Олег Иванович БУБЕЛИЧ: Мы ожидали, что другие издательства также заявят о своем участии в конкурсе, но этого не случилось. Видимо, сроки поставок были достаточно сжатыми, да и список позиций по методической и художественной литературе такой, что надо было быть готовым заранее. Тем не менее в поставках на региональном уровне участвуют и другие издательства. Поскольку нацпроект предполагает софинансирование, то средства, выделяемые из местных бюджетов, часто на местах выделяются местным издательствам или фирмам, которые поставляют продукцию, по качеству несоизмеримую, например, с «Дрофой».

Не по этой ли причине возникают нарушения по поставкам учебного оборудования, о которых так часто можно слышать в различных СМИ, например, о поставках каких-то некачественных товаров?

Сергей Викторович ТОЛСТИКОВ: На федеральном уровне поставки по нацпроекту контролируются очень жестко, вплоть до Счетной палаты и Генпрокуратуры. На участие в тендере подается много документов. Вся продукция должна быть обязательно сертифицирована. Например, когда мы поставляли оргтехнику в кабинеты русского языка, то, чтобы установить программное обеспечение на компьютеры, мы брали специальное письмо у компании Microsoft, подтверждающее лицензирование программы. В регионах очень серьезно относятся к сертификации. Настолько, что иногда просят предъявить сертификаты, которых не бывает. Например, сертификаты на книжную продукцию. Тем не менее именно на местах чаще всего и происходят нарушения. Хотя «Дрофа» и является поставщиком в рамках нацпроекта, но в регионах не чувствуется заинтересованности в закупках нашей продукции, хотя они и проводят закупки. В регионах часто аукционы выигрывают местные производители, которые на практике являются перекупщиками дешевой продукции, сделанной в Китае.

«Дрофа» тоже не является производителем компьютеров или интерактивных досок. Но мы стараемся сотрудничать только с отечественными предприятиями. Из всего нашего комплекта оборудования только метеостанция производится в Гонконге, а все остальное - на российских предприятиях. Политика такова, что мы работаем с отечественными производителями.

Каким образом будут распределены «кабинеты русского языка», попадут ли книги в российскую глубинку?

Сергей Викторович ТОЛСТИКОВ: На сегодняшний день я могу сказать с точностью только то, что отгрузка из Москвы комплектов «кабинетов русского языка» для 2005 школ завершена. Уже получил комплекты Южный округ, а вот с доставкой учебников на Чукотку и Камчатку получилась неувязка. Мы отправили «кабинеты» самолетом, потому что так больше вероятности, что все дойдет в целости и сохранности, а самолет задержали в Хабаровске. Но все равно к середине декабря все будет поставлено. Что же касается распределения кабинетов, то это прерогатива правительства или губернатора региона. Они назначают организацию, ответственную за распределение, и дальше уже от нее зависит, в какие школы попадут книги. Тем не менее нам уже сегодня звонят, приходят письма - люди благодарят за книги, словари. Для небольшой школы такой комплект литературы к «кабинету русского языка» - это серьезное пополнение школьной библиотеки. Жаль только, что в масштабах нашей страны поставки по нацпроекту очень невелики. Потребность в пополнении и обновлении библиотечного фонда огромна. Ведь когда ребенок берет в руки новую, хорошо иллюстрированную книгу, ему уже становится интереснее и приятнее ее читать. Но на сегодняшний день поставок художественной и научно-популярной литературы на федеральном уровне не существует. Хорошо было бы их организовать, особенно для малобюджетных школ.

Елена Ивановна ХАРИТОНОВА: Безусловно, чтобы изменить отношение детей к художественной литературе, поддержать уровень русского языка в регионах, нужен не Год русского языка, а нужна государственная политика, которая была бы направлена на развитие интереса школьников к отечественной культуре, на поддержку высокого уровня грамотности населения.

Но пока государство раскачивается, учителя и родители решают конкретные образовательные задачи, поскольку повзрослевшим детям нужно сдавать экзамен. Что может предложить учителю издательство «Дрофа» для подготовки к ЕГЭ?

Елена Ивановна ХАРИТОНОВА: У нас выпущена целая серия пособий, которая так и называется - «Подготовка к ЕГЭ». Но чтобы единый экзамен не стал непреодолимой преградой в 11 классе, нужно заранее готовить детей к тестированию. Для этого мы издали сборники тестов, которые учитель может использовать для проверки знаний учащихся начиная с 5 класса.

Все наши УМК дополнены тетрадями по проверке качества знаний, которые позволяют в нетрадиционной форме осуществлять контроль знаний учащихся. Есть и электронные приложения к учебниками, куда тоже включены тесты.

Андрей Владимирович ЧУБУКОВ: Сейчас практикуется и другая форма поступления в вуз - по результатам участия в олимпиадах. В связи с этим мы издали сборники олимпиадных заданий по русскому языку и литературе городского и регионального этапов за последние несколько лет. Эти сборники тоже вошли в комплект для «кабинета русского языка». По этим материалам можно заниматься с детьми дополнительно. Хотелось бы, чтобы изучение литературы не ограничивалось рамками подготовки к экзамену. У нас издается множество учебников, которые расширяют кругозор школьника, учат мыслить. Каждая авторская программа - это что-то необычное, новый взгляд на литературный процесс. Когда мы встречаемся с учителями в школе и показываем, а зачастую и дарим им свои книжки, мы видим, что интерес к новой методической литературе, к новым учебникам есть. Хотелось бы, чтобы эта заинтересованность была более активной, ведь сегодня издательство «Дрофа» предлагает сотрудничество каждому учителю.