Ритм любви

- Скажите все же, что такое танец - спорт, искусство? И с чего начинаются танцы?

Михаил: Танец - и спорт, и искусство одновременно, но прежде всего - гармония. Именно поэтому это становится образом жизни. Танцами, как и жизнью, я обязан моей маме Галине Аркадьевне Соловьевой. Она занималась классическим и народным танцем, работала в Доме художественной самодеятельности города Кирова методистом. Вечера после детсада я проводил на репетициях, из-за кулис наблюдая за сценой и залом. Хотелось попробовать самому. Когда я пошел в первый класс, мама предложила директору школы ввести новый предмет - ритмику. А когда на одном из турниров я увидел показательные выступления Татьяны и Юрия Сиверс, мне захотелось танцевать еще больше. Я влюбился в эту яркую жизнь! Пять лет занятий в ансамбле народного танца дали мне хорошую хореографическую подготовку. Кроме того, я посещал музыкальную школу по классу скрипки и пел в хоре. Закончил восемь классов, поступил в культпросветучилище на хореографическое отделение. В армию ушел, будучи танцором «В» класса. А вернувшись, танцевать вдруг расхотел. Помогли «вернуться к себе» мама и мой руководитель Андрей Шамшуров - поручили вести занятия в школе танцев.

Елена: У меня все началось не с бальных танцев, а с классического. Педагог одной из хореографических студий организовал кружок классического танца при нашей школе. Затем начала заниматься в подготовительной группе в ДК, где был коллектив бального танца. Видимо, этот момент и следует считать началом всего, что связано в моей жизни с бальными танцами. Татьяна Николаевна Костина, руководитель танцевально-спортивного коллектива «Вдохновение», стремилась дать своим ученикам разностороннюю базовую подготовку. Помимо занятий бальным танцем были обязательные занятия по классике, педагог из ансамбля Игоря Моисеева преподавал основы народного танца, делались постановочные работы.

- Такое ощущение, что вы друг для друга - первые и единственные партнеры, настолько вы гармоничны...

Михаил: Елена для меня единственная, это точно. Но партнерша не первая. Искал я ее долго. Первой стала Наталья Полосина. Работали мы вместе довольно успешно. Наиболее яркие воспоминания того времени - финал чемпионата Москвы по «В» классу. Но наша совместная работа закончилась, когда из армии вернулся муж и бывший партнер Натальи - Павел Полосин. Я полностью переключился на преподавание, потому что не мог найти себе пару. То есть я знал, кто мне нужен, честно сказать, всегда хотелось стать в пару с Леной Пеньковой. Но у нее был партнер. При поддержке администрации города Клин организовал детский эстрадный коллектив «Шанс». Татьяна Николаевна Костина, мэтр танца и мой добрый ангел, пригласила поработать в Польше. Там я узнал что, оказывается, есть турниры по дискотанцу. Меня попросили сделать номер «соло» для одной из учениц, и на чемпионате Польши она завоевала третье место. Странно, но у меня вновь возникло непреодолимое желание танцевать самому. Вернувшись в Москву, встал-таки в пару. Именно в ту, о которой мечтал,- с Леной Пеньковой, которая через некоторое время стала Соловьевой.

- С чем было связано решение перейти в профессионалы?

Елена: У нас был вынужденный годовой перерыв, связанный с рождением дочери. В 1997 году вышли на два турнира по любителям и реально оценили обстановку. В любом виде спорта молодежь не остановишь, она все время прибывает. Спорт ведь не терпит пауз. Мы ощущали себя в любителях уже некомфортно. Нас морально поддержал Станислав Попов, предложив перейти в профессионалы. Переход в профессионалы невозможно запланировать. Для одних это физическое состояние, для других цепочка поражений, у кого-то что-то еще... Сейчас мы занимаемся в основном с зарубежными педагогами.

- Уже в 2001 году вы становитесь финалистами чемпионата России. Вы рассчитывали на такой результат? И что для вас значит успех?

Михаил: Каждый финал - это неожиданность! А успех - зто признание публики. Но не только. Когда все, что ты смог накопить, собрать и реализовать, выйдя на паркет, оценивается высоко - это, видимо, и есть успех! Быть первым - это счастье и стимул для дальнейшей работы. Но в нашем виде спорта есть еще и такое понятие, как творчество. Часто бывает, когда полуфинальная пара срывает шквал аплодисментов и признание публики, а финальная пара этого не имеет.

- Скажите, как судьи за пять минут танца успевают составить мнение о каждой паре на паркете? Ведь их там бывает до двадцати. Объективно ли это?

Михаил: Танцы - пожалуй, самый субъективный вид спорта. Реально у судьи на каждую пару есть несколько секунд, но когда он взглянет именно на вас, одному Богу известно. Поэтому все выступление от начала до конца должно быть идеальным. За несколько секунд, конечно, трудно что-то понять, но судьи обычно уже имеют впечатление о паре по предыдущим конкурсам. Тем более что профессионалам достаточно одного взгляда, дабы определить уровень подготовки пары.

- Вы уже много лет работаете тренерами. В каком возрасте лучше начинать занятия?

Елена: Если ставить задачей чемпионский титул, можно начинать и в дошкольном возрасте, но в 12 - 13 лет выбор ребенка осознан. А танец для удовольствия доступен в любом возрасте - как любовь. Можно летать по паркету для публики, можно просто для себя. Удовольствие не меньшее, хотя и разное.

- На что родителям нужно обратить внимание в первую очередь при выборе школы?

Михаил: Конечно, на учителя. Если преподаватель плох, вся затея теряет смысл. Дело в том, что для обучения танцу нет учебников. У детей быстро вырабатывается мышечная память, и переучить их потом почти нереально. Поэтому надо для начала поинтересоваться репутацией преподавателя, не доверяя титулам, прописанным в рекламе.

- А какова нагрузка в первые годы занятий?

Елена: Нагрузка всегда одинаково велика. В спорте тренироваться нужно ежедневно. Первые высокие результаты достигаются только через годы. Но нагрузка может быть оправданной и придуманной. Сейчас танцы стали бизнесом, часть которого - турниры. Сумасшедшие мамаши таскают своих малышей на все турниры подряд чуть не каждую неделю. Для ребенка это тяжело и морально, и физически.

- Говорят, танцоры несчастливы в личной жизни...

Михаил: Это вы у нас спрашиваете? Мы счастливы. А личная жизнь может не складываться и у домохозяек, и у летчиков. У танцора яркая и интересная жизнь. Танцы учат не стыдиться эмоций, не бояться своего тела, не комплексовать перед представителями противоположного пола. Танцоры умеют радоваться жизни. Многие люди до глубокой старости этой радости лишены.

- На мальчиков в бальных танцах большой спрос. Мужчине проще на пути вверх?

Елена: Мужчин везде не хватает. В танцах так сложилось исторически. Трудно найти настоящего партнера, но родители должны понимать, что танцы - это жизнь. Каждый выбирает по себе. В том числе и партнера, и тренера. Это нормально - менять партнеров, тренеров. Без этого невозможен профессиональный рост. Гармоничная пара - это примерно одинаковый уровень подготовки, взаимопонимание. Если этого нет, то нет и танца. С тренерами по-другому - не переход от худшего к лучшему, а приобретение нового. Каждый дает что-то свое. От мужчины в танце зависит многое - почти как в семье.

- В преподавательской работе у вас существует разделение обязанностей с Михаилом?

Елена: Мы разные, и подходы у нас разные. Как говорят наши ученики: «Если хочешь понять, что ничего не умеешь, иди на занятие к Елене, если хочешь, чтобы тебя поддержали, позанимайся с Михаилом». Знаете, танцорам очень необходима эмоциональная подпитка, поддержка, когда тренер вселяет в тебя уверенность. Для меня основное - научить их преодолевать себя, научить работать.

- Что бы вы пожелали всем тем, кто посвятил свою жизнь танцу?

Михаил: Родителям танцующих детей - терпения. Без поддержки и участия мам и пап не состоялись бы многие выдающиеся танцоры. Танцорам - оптимизма, энтузиазма и не бояться трудностей.

Елена: А я хочу пожелать радости в любви. В любви к танцу! И еще - веры. Верьте в себя, в свое дело, в своего тренера и в победу, которая обязательно будет с вами!

  • Елена и Михаил СОЛОВЬЕВЫ (слева) с призерами чемпионата России по спортивным бальным танцам