Тема «Стратегии

и технологии избирательной кампании»

Занятие с использованием литературных образов из романа Льва Толстого «Война и мир»

На этом уроке учащиеся смогут повторить понятия: «выборы», «избирательный процесс», «избиратель», «кандидат»; узнать новые: «стратегии избирательного процесса», «команда кандидата»; участвовать в создании предвыборной стратегии кандидата и планировании избирательной кампании; определять технологии, которые используются во время избирательной кампании.

Ход урока

Мотивация может быть проведена несколькими способами.

Первый вариант. Прочитайте высказывание испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета: «Судьба демократии при любой форме и развитости зависит от мелкой технической детали - процедуры выборов...»

Задайте следующие вопросы:

Из каких этапов состоят выборы?

Есть ли у вас личный опыт участия в выборах президента школьной республики?

Второй вариант. Продемонстрируйте два яблока. Одно из них должно быть настоящим, а другое - яблоко-муляж. Они должны быть одинакового цвета и размера. Предложите учащимся выбрать и проголосовать, какое из яблок им больше нравится. Потом назовите, какое из яблок было настоящим.

Задайте следующие вопросы:

Что повлияло на ваш выбор?

Что необходимо знать об избирательной кампании для того, чтобы не ошибиться во время голосования?

Несколько возможных вариантов предоставления информации:

1-й вариант. Мини-лекция учителя.

2-й вариант. Выступление учащегося, подготовившего сообщение на тему «Стратегии избирательной кампании, команда кандидата».

3-й вариант. Компьютерная презентация «Стратегии и технологии избирательной кампании».

Интерактивное упражнение «Как выиграть выборы?»

Попросите старшеклассников разработать учебные проекты, отражающие стратегии избирательной кампании, для чего разделите их на три группы.

1. В качестве кандидатов на пост президента предложите использовать образы из романа Льва Толстого «Война и мир» (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анатоль Курагин).

2. Определите совместно с подростками критерии оценивания проектов на основе имеющихся у них знаний об этапах избирательной кампании.

После представления готовых учебных проектов «Предвыборные стратегии Болконского, Безухова, Курагина» провести их анализ по такой схеме:

а) сильные стороны каждой стратегии; б) на что еще следовало обратить внимание; в) какие качества или высказывания вам показались несовременными, неактуальными, почему?

3. Дайте возможность учащимся самим определить «общественное мнение», из которого видно, кто мог бы победить на выборах, оценивая представленные стратегии.

Рефлексия

Составьте вместе с учениками «Памятку для будущего избирателя», в которой отразите то, что необходимо знать избирателю как активному участнику предвыборной кампании.

Ресурсы к мини-лекции учителя

Текст может быть преобразован учителем в таблицы, схемы для лучшего восприятия материала ребятами или рассказан в свободной форме.

Можно выделить три горизонтальных уровня подбора трех команд.

1. Центральная (основная) команда, включающая:

а) персонал, ответственный за аналитическую деятельность, социологическую отработку кампании (аналитики и пропагандисты);

б) персонал, обеспечивающий управление кампанией и организационно-техническую ее сторону (администраторы и интенданты).

2. Внешняя команда: консультанты, эксперты, специалисты по рекламе, транспортные агенты, издатели (специалисты).

3. Команда на местах: ответственные за проведение избирательной кампании в самом округе и на избирательных участках (активисты и добровольцы).

При этом допускается максимально большое число ответственных лиц при условии, что в подборе команды возможны варианты.

Команда кандидата

Руководитель избирательной кампании (менеджер) - основная фигура в команде, по сути, второе после самого кандидата лицо в иерархии управления кампанией.

Менеджер должен полностью контролировать повседневную работу. Пользоваться абсолютным доверием кандидата и никогда не выступать против него.

Должен быть способен сказать «нет» персоналу, добровольцам и, что самое главное, кандидату.

Менеджер не должен добиваться известности.

Организатор группы поддержки (председатель комитета поддержки кандидата) избирается из числа уважаемых и хорошо известных в округе лиц. Это почетная должность для человека, имеющего определенные заслуги, который своим авторитетом морально поддерживает кандидата. Им может быть министр или депутат, спортсмен, известный деятель культуры и так далее.

Ответственный за координацию действий в избирательном округе участвует в разработке всех акций на местах (кампания «из двери в дверь», телефонная кампания, подготовка посещений кандидатом кварталов, акции в домах молодежи и т.д.), а также организует деятельность в отдаленных от центра избирательных участках, особенно в сельской местности.

Ответственный за связь с общественностью и со СМИ (пресс-секретарь) организует встречи кандидата с общественностью округа, с влиятельными лицами, а также устраивает брифинги, пресс-конференции для СМИ, договаривается с радио- и телекомпаниями о времени, тематике и условиях выступлений кандидата, организует его интервью.

Финансовый уполномоченный отвечает за избирательный фонд и следит за расходованием средств в строгом соответствии с избирательным законодательством.

Юридический консультант обеспечивает решение юридических вопросов избирательной кампании, а также иных правовых ситуаций, возникающих в ходе избирательной кампании.

Активисты и добровольцы отвечают за проведение избирательной кампании в самом округе (собрания, встречи с избирателями, митинги).

Стратегия избирательной кампании и ее планирование

1. Анализ избирательной конъюнктуры

Самый старый и в то же время простой и дешевый метод - анализ статистических данных и социодемографических характеристик населения данного округа, а также результатов голосования в округе за определенный период.

Второй метод - проведение специальных социологических исследований и опросов населения, что позволит собрать эксклюзивную информацию об округе либо о проблемах повседневной жизни избирателей, их заботах и волнующих на сегодняшний день проблемах.

Третий метод состоит в более детальном изучении демографического и социального состава избирательного корпуса.

На основе полученных всеми методами данных строятся модели возможного «аномального» голосования. В результате обнаруживаются уязвимые места и «болевые точки», без учета которых избирательная кампания данного кандидата может провалиться.

2. Выбор плана маневра (стратегия политических союзов)

Любой кандидат, любое избирательное объединение ведут свою кампанию не в вакууме, а в обстановке острого столкновения интересов и жесткой конкуренции. При этом неизбежны как поиск союзников, так и необходимость нейтрализации соперников. Иными словами, каждый участник избирательного соревнования вынужден маневрировать, чтобы добиться успеха.

3. Стадии выработки стратегии избирательной кампании

Непосредственная разработка стратегии избирательной кампании кандидата (избирательного объединения) проходит три основные стадии: постановка целей и определение стратегических приоритетов избирательной кампании; определение содержания кампании (выбор основных направлений и магистральных тем) на основе предвыборной программы и предвыборной платформы; разработка генерального плана проведения кампании (включая ее основные этапы, коммуникационную стратегию, составление календарного плана).

4. Стратегические направления («оси») избирательной кампании

В зависимости от намеченных стратегических целей кампании определяются и приоритетные слои избирателей («адресная группа»), опираясь на которые можно достичь наибольшего эффекта в реализации поставленных задач.

Естественные сторонники составляют ядро будущих избирателей и могут считаться «завоеванными избирателями» при условии, что стратегическая линия кампании будет направлена на укрепление этого ядра и его расширение.

Критически настроенные избиратели (либо вообще враждебно относящиеся к кандидату избиратели) - стратегия наступательной кампании будет состоять, по меньшей мере, в нейтрализации этой категории избирателей либо даже в привлечении на свою сторону хотя бы части из них.

Советы французского политтехнолога Жака Сегела: голосуют за идею, а не за идеологию; голосуют за будущее, а не за прошлое.

Домашнее задание. Написать эссе «Избиратель ХХI века» или статью в школьную газету «Юному жителю школьной республики о «секретах» избирательной кампании».

Светлана ВЕТРОВА, учитель истории, обществознания и права школы №20, Орел